?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Урок керамики

 
Вернулись с занятия керамикой. Знакомая посоветовала студию в соседнем киббуце Цуба. Сегодня было первое занятие. (На самом деле, около пяти лет назад мы около года регулярно ездили в из Ариеля в Иерусалим на уроки лепки из глины. Дети очень любили эти занятия и с тех пор мечтали снова заняться керамикой. Особенно им нравилось работать на гончарном круге.)
Хозяйка студии - приятная молодая женщина, мама двоих мальчиков шести и трёх лет. 
Урок начался в стиле "встаньте, дети, встаньте в круг!". Преподавательница голосом массовика затейника начала объяснять детям "секреты" искусства керамики. Не переставая улыбаться, она раздала всем куски глины и предложила скатать шарик. Потом стала показывать, как можно шарик превратить в сосуд, и как этот сосуд можно украсить. Делалось всё это очень активно. Было заметно, что учительнице очень хочется заинтересовать новых учеников. Она выражала восторг по поводу всего, что они делали и всё время норовила помочь. Взяла у Мойше его шарик и начала показывать, как нужно выдавливать в нём отверстие. Мойше пожаловался мне: "Забрала. Забрала кусочек."
Дети были настроены творить, работать, но не учавствовать в цирковом представлении.
Я сидела в той же комнате и переводила младшим всё происходящее. Дети были немного растеряны. Они не знали, как нужно реагировать на взрослого человека, который выступает перед ними в роли клоуна. Отклонить её приставания и похвалы они не могли, не желая обидеть. Я почувствовала, что обстановка накаляется, и первый урок может стать последним. Последним сигналом для меня было выражение лица Доры (я хорошо понимала, что у неё на душе) и её фраза, сказанная сквозь зубы: "Нас не надо развлекать."

Преподавательница не вызывала во мне никаких негативных чувств, наоборот, была очень симпатична мне. Объяснением её нелепого заигрывания с детьми было совершенно неправильное представление о детях, как о существах, требующих постоянной опёки, развлечений и наставлений. Я решила спасти положение и заговорила с ней о вещах, не касающихся урока. Спросила о её работах, расставленных на полках, о том, где она живёт, о её детях. Мы разговорились. Она стала распрашивать меня про тканевые подгузники, про домашее воспитание, рассказала, что после нескольких часов общения со своими мальчиками устаёт и предпочитает работать с чужими детьми. 

И тут произошло чудо - она преобразилась прямо на наших глазах. Оказалось, что она умеет разговаривать нормальным голосом и с нормальными интонациями. После нескольких минут беседы она опять вернулась к детям, но забыла, а может просто не сочла нужным сменить взрослый тон на тон воспитательницы детского сада.
Вторая половина занятия прошла спокойно. И преподавательница, и дети расслабились. Общение между ними стало более продуктивным и, похоже, начало приносить удовольствие обеим сторонам.
После окончания урока она, как мне показалось, совершенно искренне сказала, что ей понравилось, как дети работали: спокойно и по-деловому. Поделилась случаями из своего опыта, когда дети, приводимые на урок керамики, баловались, шумели и запрыгивали на стулья. 

Мы оставили наши поделки для обжига. Но на следующий урок я договариваться не стала: решение о продолжении занятий остаётся за детьми. Купили пять килограммов глины для лепки дома.
На остановке по ошибке залезли в атобус, который шёл в Иерусалим. Хорошо, что водитель в последний момент спросил, куда мы едем, а то пришлось бы нам прокатиться в противоположную от Кесалона сторону. "Правильного" автобуса пришлось ждать около получаса. К счастью, на лужайке возле остановки оказался стульчик, видимо забытый путешествующим по Святой Земле Гулливером. Вот на этом стуле и примостились три ваятеля из глины в ожидании автобуса.



А Хаим провёл это время сидя в мягкой траве, посасывая морковку.



Когда вернулись, Дора организовала очередной налёт на оливковое дерево. Дети то и дело забегали домой, высыпая в тазик свой улов из маленьких ведёрок. Дора напала на это "рыбное место" вчера, когда лазила с Йосифом на верхнюю террассу за тростником. (Зачем тростник - расскажу позже, если успею.) 
 


 

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
mamashamashi
Oct. 31st, 2007 07:14 pm (UTC)
Очень интересно, захотят ли дети ходить на занятия. Расскажешь потом?
yana_zinigrad
Oct. 31st, 2007 08:42 pm (UTC)
Расскажу, конечно. Пока собираются идти. Просто им очень хотелось бы, чтобы эта девушка вела себя с ними так же, как она ведёт себя со взрослыми. Больше никаких требований. Но вот это, как раз, самое сложное...
mamaembryo
Oct. 31st, 2007 07:45 pm (UTC)
Ничего себе стульчик! :)) Как там у вас хорошо: детки до сих пор ходят босиком. Наши ходят голышом только дома - на улице почти ноль и холодный ветер. :(
yana_zinigrad
Oct. 31st, 2007 08:30 pm (UTC)
Наташа, зато у вас полы деревяные, центральное отопление (кстати, включили уже?) и горячая вода круглый год. А у нас Хаим должен ползать по ледяному каменному полу, обогреваться будем электричеством или дровами, а воду нужно подогревать каждый раз перед "помойкой".

Стульчик, да, семейный такой...
green_gluk
Oct. 31st, 2007 07:56 pm (UTC)
Не надо нас развлекать - это карашоооо!

Слюшай, как они на ентот стул залезли?!
yana_zinigrad
Oct. 31st, 2007 08:38 pm (UTC)
Это суровая правда жизни: бедные дети, их никто никогда не развлекал...

Сама не видела, но попыталась сейчас выяснить, как они на стульчик забрались. Честно говоря, не очень поняла. Вроде подпрыгивали и одновременно подтягивались, а младшего Мара подсадила. У меня идея: в следующий раз, если он конечно будет, я засниму этот процесс и тебе продемонстрирую.
green_gluk
Oct. 31st, 2007 08:55 pm (UTC)
Да, пожалуйста! Там высота немаленькая, в полтора их роста...
yana_zinigrad
Oct. 31st, 2007 09:06 pm (UTC)
Слушай, я сейчас смотрю на фотографию и сама не могу понять, как они там оказались. Короче, в следующий раз загоню их туда и сниму.
yana_zinigrad
Oct. 31st, 2007 09:19 pm (UTC)
Алла, я очень рада снова видеть тебя! Желаю тебе душевных сил и веры в себя. :)
green_gluk
Oct. 31st, 2007 09:49 pm (UTC)
Да вот, выбираюсь потохоньку. Мы уже начинаем планировать, так что работаю над настроем...
yana_zinigrad
Nov. 1st, 2007 05:10 pm (UTC)
Желаю тебе душевных сил. Надо тебе какую-нибудь позитивную литературу на эту тему подкинуть...
green_gluk
Nov. 1st, 2007 05:19 pm (UTC)
Ян, я знаешь как позитивно была настроена в эту беременность? Зашибись. Все было в норме, все проверки, мое самочувствие, нашла дулу, начала йогу - а потом такой вот крэш.
Так что попервости давай молиться, чтоб из 4 эмбриончиков хоть один прижился, а потом я буду трястить 9 месяцев, хоть как ты настраивайся.
Понимаешь, эти беременности даются нам с таким трудом, что терять их - хуже стократно. Тем более на том сроке, на котором я было.
yana_zinigrad
Nov. 1st, 2007 05:43 pm (UTC)
Настроена ты была позитивно, но страх родов... Послушай, может быть он тоже боялся этого, поэтому ушёл не родившись... Я, конечно, только могу предполагать. Но мне кажется, тебе стоит попробовать отпустить страх. Роды могут доставлять удовольствие, поверь...
green_gluk
Nov. 1st, 2007 06:00 pm (UTC)
Ян, при чем здесь страх родов?! Я что, первый раз рожала? Почему ты пытаешься подвести под медицинские проблемы какую-то мистическую базу?? Ребенок умер от кровоизлияния в мозг, вызванным тромбом в плаценте, вызваным синдромом APLА - мои синдромом, а не от того, что я боялась родов!
Тысячи женщин боятся родов, но не все теряют детей.
yana_zinigrad
Nov. 1st, 2007 08:08 pm (UTC)
Алла, прости, если задела тебя...
blagoveshenie
Oct. 31st, 2007 10:31 pm (UTC)
Да, поддерживаю Вашу мысль о том, что детей не надо развлекать. Хотя заниматься надо - предложить полепить вместе, почитать и т.д. Правда я иногда начинаю переживать за Святика, что он уж совсем болтается сам по себе сейчас, придумывает себе занятия, машинки целыми днями катает, только изредка я с ним что-то делаю. Но с другой стороны... у нас есть знакомые, ровесник мальчик, его мама психолог, кандидат, так вот, она все время его "развлекает" , с рождения, и теперь он так привык, что не дает ей и минуты свободной, не передохнуть ей. Воот...

мы, кстати, тоже тут в М. нашли чудесные занятия по лепке из глины, удивительный мужчина преподаватель! Но пока Анюта не подрастет чуть-чуть, ходить не будем..
yana_zinigrad
Nov. 1st, 2007 05:38 pm (UTC)
У меня никогда не получалось занимать детей, предлагать им делать что-то. Когда есть время, и мне просто хочется поиграть с ними или самой помастерить что-нибудь, то говорю детям об этом, и они присоединяются ко мне, если есть желание. Это касается и любых домашних дел. Говорю: "Я сейчас буду убирать комнату, кто хочет вместе со мной?"
Мне кажется естественным, когда ребёнок умеет занимать себя сам. Думаю, что игры "с самим собой" очень важны для ребёнка. Человеку необходимо умение общаться со своим внутренним "я", не меньше, чем поддерживать отношения с окружающими.
Когда у нас родилась Мара, Доре только что исполнилось два года. Через полтора месяца мы переехали в новый микрорайон, где не было даже магазинов. Весь день я была с детьми одна, ничего не успевала, и о занятиях с Дорой даже не было речи. Она просто всегда была РЯДОМ. Когда я занималась Марой, она повторяла все мои действия со своей куклой. Дора часами строила потрясающие сооружения из кубиков ЛЕГО, много разговаривала сама с собой. Мне кажется, что в такой концентрации на себе, на своих мыслях и чувствах есть большая ценность.
Алёна, не переживайте, что Святику не хватает Вашего внимания. Самое главное для него сейчас - возможность быть рядом с Вами и с его маленькой сестричкой. Если ему будет не доставать чего-то, он обязательно сообщит это Вам.

А лепка из глины - это чудесное занятие. Но пока можно попробовать лепить дома из ФИМО или из искуственной глины, не требующей обжига.
blagoveshenie
Nov. 2nd, 2007 08:58 am (UTC)
Яна, спасибо Вам большое за ответ! Ваши слова мне нужны. Свят ведет себя также, как Вы описали поведение Вашей Доры. И сам с собой разговаривает, и вообще в себя уходит. и с куклой повторяет все мои действия :)
а насчет сообщит.. вот именно, что он порсит меня с ним все время что-то делать...
anna_elkind
Nov. 1st, 2007 03:03 am (UTC)
лопоухий грызун!!! :-)
baby_z
Nov. 1st, 2007 09:18 am (UTC)
Конечно, развлекать девочек и наверное Иосифа это не к месту, они уже большие. Дора, после того как я увидела передачу, просто взрослая :)
Но судя, по моему сыну, ему 2 года, он обажает такие развлечения, как "встаньте дети, встаньте в круг". Мы правда, никогда не мешали это с каким то другим занятием, как лепка. Он к тому же ещё маленький, и не боится кого то обидеть, а если бы у него взяли бы кусочек глины, против его воли, боюсь, что своё недовольство он бы выразил громко :)
Ну, а как они забрались на стул, это просто загадка :)
yana_zinigrad
Nov. 1st, 2007 05:39 pm (UTC)
:)))
aksik
Nov. 3rd, 2007 06:48 pm (UTC)
Яна, здравствуйте! Все захожу и захожу в Ваш журнальчик, и думаю - отчего же я еще Вас не присоединила до сих пор? Исправляюсь:)
видимо, из всех комментировавших, я одна смотрю "с другой стороны баррикад", а именно от лица учительницы. Я как раз веду творческие кружки для детей у себя дома, и очень понимаю эту женщину!!! Она просто ни разу не видела детей, которые ХОТЯТ что-то делать! Мне очень ее жаль :( Я изо всех сил стараюсь заинтересовать детей процессом творения чего-либо, но они привыкли, чтобы было "представление", чтобы их захваливали уже за то, что они пришли ко мне, я слышу постоянное "я это не хочу! я это не могу! я это не умею!" и мне приходится каждый раз многое начинать сызнова. Я никогда не показываю детям, как надо, они не рисуют по моему примеру, но я даю определенные темы и объясняю "технологию". Потом даю возможность нарисовать (слепить, склеить) "что хочешь". Так вот - это самое сложное! НИКТО НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ!!! В лучшем случае они копируют друг с друга, или с прошлого занятия. В нынешнем учебном году специально взяла много малышей - трехлеток, думала. они еще не испорчены. Увы - то же самое! "Я это не хочу! Я это не умею!" . А ведь трехлетний ребенок должен быть всемогущим, как это - не умею?! А они ждут шаблонов - зайчиков рисуют так и так... :(
так что я на стороне учительницы :) хотя заниматься со своей дочкой мне больше нравится, чем с другими!
yana_zinigrad
Nov. 5th, 2007 04:34 pm (UTC)
Марина, спасибо за комментарий, за взгляд "с другой стороны баррикады". :)

( 23 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com