?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


 Разговор о пользе и вреде анскулинга продолжается. Совершенно нет времени принять в нём участие, да и нет у меня особого таланта вести дискуссии. Но внимательно читаю все комментарии к посту и подпишусь под каждым словом Марины  what_and_why
После прочтения очередного комментария одной из собеседниц я спросила, вошедшего в комнату Йосифа (5,5 лет):- Йосиф, ты интересуешься лингвистикой?- А что это такое?- Ты скажи: интересуешься или нет? - Если это интересное, то интересуюсь! - хитро улыбнувшись, сказал Йосиф.
После этого Саше всё таки пришлось объяснить Йосифу, что это за штука такая, лингвистика. Он с интересом выслушал ответ на свой вопрос. Сидел на табуретке от пианино, весело болтал ногами и уплетал "кукулес" ("геркулес", да, он ещё не выговаривает многие слова) и не догадывался, что на свете есть мальчик, его ровесник, который до сих пор не умеет грамотно писать и совершенно не интересуется лингвистикой.Сам Йосиф изучает науку письма с большим старанием. Происходит это так: он РИСУЕТ несколько букв, которые запомнил из записей своих старших сестёр, подходит ко мне и просит прочесть написанное. Каждый раз после его трудов русский язык обогащается ещё одним новым замысловатым словом. 
А вчера он был свидетелем радостного события: его старшая сестра, восьмилетняя Эстер, прочитала первое в своей жизни слово "МАСЛО". Почему-то, среди других слов в тексте она выбрала именно это. Долго ходила и повторяла буквы М, А, С, Л, О одну за другой, безуспешно пытаясь склеить их между собой. И вдруг - о чудо! Непослушные буквы слились вместе и обрели смысл. С криком: "Я прочитала! Масло!!!" прибежала она ко мне. Мне были так понятны её радость, её восторг. Это было ЕЁ открытие, ЕЁ победа. И я, в который раз, заново переживала это событие теперь уже с третьим ребёнком.

"Как хорошо уметь читать! 
Не надо к маме приставать, 
Не надо бабушку просить..."

Мне всегда было очевидно, что читать - это хорошо, это здорово, это замечательно. Так же, как уметь писать, считать и делать ещё много интересных и полезных вещей. Наверное, это моё (и Сашино)отношение передалось детям. Потому что учёба для них - это удовольствие. В основном, учатся они сами. Но если случается мне или Саше сесть с ними, чтобы позаниматься вместе, то это вообще праздник. И рядом тут же выстраивается очередь желающих учиться.

А к моим рассказам о родителях, которым приходится ЗАСТАВЛЯТЬ своих детей учиться, они относятся с недоверием, как и к историям о том, что есть такие дети, которых нужно уговаривать кушать и спать.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
ola_vino
Oct. 14th, 2007 04:51 pm (UTC)
хе, у нас Мийка тоже слова как Йосиф придумывает, но только на иврите. получается очень прикольно!
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2007 05:12 pm (UTC)
Корову уже купили?
ola_vino
Oct. 14th, 2007 05:15 pm (UTC)
не, хозяин против :( видимо придется отложить до времен собственного хозяйства.
кстати нашла интернет-магазин в котором можно заказать хардуфовское органическое цельное молоко. уже покупали, хорошее. ссылку хош?
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2007 05:19 pm (UTC)
Спасибо. Мы парное козье покупаем на ферме около Сталактитовых пещер, недалеко от вас.
ola_vino
Oct. 14th, 2007 05:24 pm (UTC)
а, у Бар. Передавай ей от меня привет, продукты у нее отличные :) но мы больше склоняемся к коровьему молоку, а из козьего любим сыры.
tuzpuz
Oct. 14th, 2007 05:09 pm (UTC)
вот здесь он тоже продолжается
http://asena.livejournal.com/244675.html

Вы неправильно меня поймёте, если подумаете, что я считаю анскулинг вредным.
Я одинкаково соглашаюсь и с Вами, и с юзером asena. И в том, и в другом -- своя логика.
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2007 05:21 pm (UTC)
У Асёны был совсем не анскулинг, поэтому мы с ней о разных вещах говорим.
baby_yasochka
Oct. 14th, 2007 05:09 pm (UTC)
Если я правильно поняла, общение дома у вас происходит на русском и дети начинают обучаться на русском. Что в таком случае будет с ивритом? Или у вас не обязательно им владеть? Очень интересует этот момент.

Мы дома общаемся на русском, но окружение ведь на нидерландском, и дочке необходимо будет владеть им как местные, поскольку жить планируем тут. Домашняя школа для меня только мечта, но кто знает... Если бы такое было возможно, я ведь не смогу ей дать полоценного нидерландского.
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2007 05:41 pm (UTC)
У нас нет ничего обязательного к изучению. Иврит - не исключение.
Но у детей есть сильная потребность общаться, читать, писать на иврите, поэтому они всеми силами стараются им овладеть (так же, впрочем, как и я, и муж).

Но понимаете, тут есть один очень важный момент. Для нашей семьи иврит - это не только средство общения с окружающим миром. Иврит - язык наших предков, поэтому мы испытываем особые чувства к нему. Понимаете, как возвращение к корням, как поиск своих истоков.
Старшая дочка начала заниматься английским, с большим интересом и рвением. Но английский - это общение с англоязычными друзьями, знакомство с английской литературой, это настоящее и современное. А иврит - это погружение в тысячелетнюю историю нашего народа, это Библия, это молитвы.

Мне кажется, важно не то, сможете ли Вы дать Вашей дочке нидерландский на высоком уровне, а Ваше отношение к этому языку, к этой стране, к её жителям. Если это стало частью Вашей жизни, если Вы не стремитесь изолировать себя от окружающих, то не волнуйтесь, Ваша дочка найдёт свой путь к нидерландскому языку.
what_and_why
Oct. 14th, 2007 05:48 pm (UTC)
Яна, источник взаимного непонимания разных участников этих дискуссий - разное понимание смысла жизни. Если смысл состоит в том, чтобы ребёнок многого добился в социуме, выстроил карьеру и обрёл успех такого типа, который признаётся обществом - тогда, разумеется, анскулинг абсолютно неприемлем, потому что в этой гонке за успехом нужно бежать очень быстро и нужно начинать очень рано.

Если же смысл состоит в том, чтобы просто радоваться жизни здесь и сейчас, не нацеливая своих детей на будущий успех (на достижений тех целей, которые считаются престижными) - тогда, конечно, можно спокойно и радостно наблюдать, как дети увлечённо познают мир в _своём_ темпе и в своей последовательности.

Мы, взрослые, сами выбираем, какая из этих позиций нам ближе (даже не обязательно выбирать крайние точки - можно как-то балансировать посередине). Естественно, мы выбираем то, что лично нам кажется правильным. Но! Наши дети-то вынуждены жить в нашей семье и до какого-то возраста принимать _наши_ ценности. Однако нет никаких гарантий, что эти ценности им подходят так же, как нам.

Так что в результате наших усилий дети вырастают такими, какими они получились, и потом либо считают, что всё было правильно, либо... наоборот. И мы никогда не знаем заранее, что получится. Поэтому гораздо проще идти где-то посередине, как все, чем отклоняться от проторенной дороги - риска меньше. А Вы, Яна, рискуете. Возможно, Ваши дети вырастут и обвинят Вас в том, что Вы не заставили их выучить... (подставьте нужное), когда им было... (подставьте нужно число) лет.
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2007 06:55 pm (UTC)
Марина, мне слышится грусть в Вашем голосе...

Наверное, и я приближаюсь к той черте, за которой меня ждут ... неожиданности, за которой ценности мои и моих детей разойдутся. Ну, что ж, именно этим жизнь интересна и привлекательна. В ней никогда не приходится скучать. :)
busy_bee70
Oct. 14th, 2007 07:38 pm (UTC)
Позицию и образ жизни, желаемый для ребенка в будущем, конечно, выбирает родитель. Мне, тем не менее, кажется важным, чтобы у ребенка в будущем был выбор. Быть социально успешным - или наслаждаться простым нормальным счастьем "здесь и сейчас". Даже очень "зашколенный" ребенок имеет возможность заниматься тем, чем действительно хочет и в свойственном ему темпе хотя бы какую-то часть своего времени - хобби, кружки, летние каникулы в конце концов. То есть он может в будущем хотеть достижений - и достигать, если повезет, а может послать все подальше и наблюдать за бабочками всю оставшуюся жизнь. У детей анскулеров выбора нет практически - при вдруг возникшем, неожиданном желании достижений в будущем, им будет невыносимо сложно конкурировать с не менее интересующимися и увлеченными, но привыкшими систематически трудиться интеллектуально детьми. Про особые сферы вроде музыки или спорта я и не говорю даже - достижения в этой сфере вообще не возможны в рамках анскулерства.
what_and_why
Oct. 14th, 2007 07:50 pm (UTC)
Наличие выбора в будущем определяется не в какой-то один конкретный момент - не в 7 лет, когда ребёнок идёт или не идёт в школу. И не в 15 лет, когда он идёт в спецшколу или нет. И не в 17, когда он поступает в вуз или нет. Скорее уж, если бы это был один момент, это был бы момент рождения :-). У кого родился, с тем и мучайся до своего взросления.

ИМХО, никто тут не агитирует всех срочно идти в анскулеры - это довольно спорный путь, и я его для своих детей не выбрала бы. Именно потому, что этот путь ограничивает количество возможных вариантов выбора в будущем, а мне это не кажется правильным.

При промежуточных вариантах возможности ребёнка вовсе не так ограничены, как Вам кажется. Например, одна из первых в Санкт-Петербурге школ-экстернатов (хоумскулинг, по сути) возникла на базе довольно сильной музыкальной школы. Чтобы дети-музыканты не тратили время на бессмысленную отсидку на уроках. Дети-спортсмены тоже довольно часто сдают экстерном школьную программу, хотя официально числятся учениками обычной школы. Странно было бы предполагать, что эти дети смогли всерьёз заниматься музыкой или спортом благодаря тому, что им приходилось _ходить_ в школу :-))).
busy_bee70
Oct. 14th, 2007 08:40 pm (UTC)
Промежуточные варианты мне весьма симпатичны. У меня сейчас ребенок решил в школу походить, и я очень надеюсь, что этот опыт закончится в ближайшее время. Вот это для меня - совершенно неэффективно и всяко неполезно, хотя сама школа и система, по которой занимается ребенок, пожалуй, лучшее, что я в массовом образовании видела. Я за домашнее, но при этом хоть как-то структурированное - не важно, родитель ли выстраивает образование, необходимое, по его мнению, для нормального функционирования в обществе, вокруг и около имеющихся интересов ребенка, или ненавязчиво подводит ребенка к обучению и своими силами "выращивает" интерес (можно и без "пинания", но рядом с ребенком постоянно все равно, вовлекая и заинтересовывая). В идеале - поселить у ребенка в голове идею о том, что некоторые вещи необходимы для жизни (для меня это хорошее математическое мышление, грамотное письмо и свободный английский - на этом потом все, что угодно можно построить). Способы изучения могут быть сколь угодно интересными и приятными для ребенка. А для радости познания - все остальное, от естествознания до иностранных языков, хотя среду для ребенка все равно создавать и постоянно предлагать и заинтересовывать придется. А школьная программа будет изучена мимоходом, в процессе освоения более интересных вещей.
what_and_why
Oct. 14th, 2007 08:49 pm (UTC)
Ну и о чём мы тогда спорим? :-)
tuzpuz
Oct. 15th, 2007 12:09 pm (UTC)
вот именно. анскулинг и какая-либо другая красивая теория не должна быть самоцелью.
Учиться - интересно, работать - приятно и хорошо с точки зрения здоровья (и того, и другого). в этом жизнь. + есть вещи необходимые (или желательные) для существования в нашем несовершенном мире, типа английского языка.
Вопрос в том, как это дать понять. Уверен, что на этот вопрос ответов столько же, сколько детей.
tuzpuz
Oct. 15th, 2007 12:51 pm (UTC)
ИМХО, никто тут не агитирует всех срочно идти в анскулеры - это довольно спорный путь, и я его для своих детей не выбрала бы. Именно потому, что этот путь ограничивает количество возможных вариантов выбора в будущем, а мне это не кажется правильным.

Это вы так сейчас (очень разумно) пишете.
Однако тема бедных-несчастных деток, которых родители --
(так их раз так! или более интеллигентно:"верно, они что-то не понимают в этой жизни", не "умеют жить со своими детьми") --
отдают в школу (о, ужас!) или в экстернат, неизменно присутствует. Поэтому многие и принимают на свой счет...
what_and_why
Oct. 15th, 2007 03:18 pm (UTC)
Ну, что поделать :-) - там, где собираются нелюбители школы, неизменно будет возникать тема нелюбви к школе. Как же без этого-то...
shapira
Oct. 15th, 2007 08:38 am (UTC)
вот я жалею таки что не выучила довольно многого( или не заставили меня?) выучить в детстве.
what_and_why
Oct. 15th, 2007 08:49 am (UTC)
Кто-то жалеет, кто-то нет - ИМХО, это мало связано с тем, как именно происходило воспитание. Потому что конкретных примеров можно привести сколько угодно в защиту любой точки зрения :-).

ИМХО, если у родителя есть какие-то убеждения по поводу того, что правильно, и он поступает в соответствии с этими убеждениями - этого достаточно. Что он ещё может сделать? Кто заранее думает о будущей карьере своих детей - тот пытается по максимуму впрыснуть в него разнообразные знания. Кто живёт настоящим днём - тот ничего не впрыскивает, а просто сосуществует с ребёнком. Каждый по-своему прав.
babka_petrova
Oct. 16th, 2007 01:53 am (UTC)
По-моему, как раз показатель того, что дети выращены и воспитаны "правильно", что они подготовлены к большой жизни, это когда эти дети не обвиняют своих родителей в том, что те их когда-то чему-то не научили и чего-то недодали.
Правильно выращенные дети в любом возрасте без страха берутся за освоение новых, по-настоящему интересных и нужных им дел, они не боятся, что что-то там упущено-запущено, и верят в себя.
Мне 26 и за всю жизнь мне ни разу и в голову не приходило упрекать родителей в том, как они меня воспитали и чему научили, хотя в моем детстве не было ни бальных танцев, ни английского с пяти лет, и с математика не всегда шла гладко, мои родители не носились перед первым сентября по магазинам, покупая мне сногсшибательные канц-тавары или необходимые для школы учебники, терпеть не могли ходить на род. собрания и не состояли ни в каких родительских комитетах. По поводу успеваемости было только одно золотое правило, что мои родителям все равно, какие у меня там оценки до тех пор, пока их не вызывают в мою "дурацкую" школу на беседу с моими "дурацкими" учителями. За это мне влетало в том ключе, что "с какой стати мы должны решать твои проблемы". И я очень быстро просекла, что надо самой решать эти свои проблемы (а они бывали), исправлять в случае чего оценки, покупать контурные карты и стирать свою физкультурную форму. Школу закончила с 4 тройками, кстати, но все-таки закончила.
Зато папа читал нам с сестрой на ночь сказки - почти всю детскую литературу прочел вслух. Меня не наряжали, как куклу, но родители всегда без вопросов давали мне деньги на наши школьные путешествия (а мы много путешествовали). У нас было дома не очень чисто,может быть, но зато было много животных, и я видела своими глазами, как рождаются и растут котята и щенки, кролики и морские свинки, как животные общаются между собой. И меня кусали наши домашние собаки и царапали кошки. Родители, кстати, никакие не биологи.
А еще у моих родителей была и есть одна великая вешь - это серьезное, большое уважение к тому, что я делаю.
И скажу не для хвастовства, а чтобы не быть голословной, что я закончила МГУ и сейчас учусь в аспирантуре в Канаде. И в университет я поступила сама, правда, не с первого раза (год работала лаборанткой и готовилась), и лабораторию канадскую тоже нашла сама.
И своим родителям я очень благодарна. как и вообще подавляющему большинству моих близких людей и друзей.
m_vv
Oct. 14th, 2007 10:36 pm (UTC)
Эх, ну почему ж я вроде это понимаю, принимаю, а продолжаю нервничать? :-/ Может потому что в своем городе мы как одиночные белые вороны? :-/
what_and_why
Oct. 15th, 2007 08:22 am (UTC)
Да-да, ты живёшь в таком крошечном городке, в котором все остальные дети ходят в школу, и только твои учатся дома :-). ИМХО, нервничаешь ты просто потому, что ты одна противостоишь всем остальным своим родственникам. Дело не в городе, а в семье.
m_vv
Oct. 15th, 2007 08:37 am (UTC)
Не совсем так. Люди смотрят на моих ребят как ни диковинок. Вы то просто в школу не ходите, а мы еще выглядим не подходя под стереотипы в людских головах.
what_and_why
Oct. 15th, 2007 08:50 am (UTC)
Может, просто школа неподходящая?
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com