Яна Зиниград (yana_zinigrad) wrote,
Яна Зиниград
yana_zinigrad

Categories:

* * *

Подумала о том, что часто бывает так, когда мы сначала настойчиво учим детей "плохому", а потом пытаемся приучить к "хорошему". Вот только несколько примеров.

С рождения мы приучаем ребёнка справлять большие и малые нужды под себя. А после года-двух учим его контролировать эти процессы и не пачкать одежду.

Сначала мы приучаем детей "есть, что дают", не оставлять еду на тарелке, не быть слишком переборчивыми в пище. Правило "сначала обед - потом десерт" вообще не подлежит обсуждению. Нередко используем сладости в качестве поощрения в "дрессировке". А, когда дети взрослеют, наставляем: "есть нужно в меру", "не пихай в рот всё подряд", приучаем к "здоровому питанию".

В первые годы жизни дети часто слышат от нас: "не крутись под ногами", "не трогай, разобьёшь", "не мешай мне заниматься делом". А лет через десять вдруг решаем, что ребёнок должен участвовать в домашних делах, и начинаем приучать его "помогать родителям".

С учёбой та же ситуация. Сначала "не суй везде свой нос", "вырастешь - поймёшь", "рано тебе ещё это знать", "не суй туда руки - опасно". А позже удивляемся: "что это наш ребёнок ничем не интересуется?" и начинаем впихивать знания в его голову насильно.

Ещё одно распространённое явление. Противопоставление детей друг другу, сравнение одного с другим, фразы: "ты большой, должен уступать", "он маленький, ничего ещё не понимает", и коронное: "будете ссориться - накажу обоих", "как же вы надоели мне оба, не буду вас любить!". Потом смотрим: вражда между родными братьями и сёстрами становится неотъемлемой частью жизни, и начинаем приучать детей любить, уважать друг друга и "жить дружно".

Я знаю, очень трудно отказаться от вбитых нам самим с детства представлений о ращении ребёнка, от запавших глубоко в сознание фраз и правил.
Но можно попробовать. Можно попробовать увидеть в своём ребёнке человека. Такого же, как мы сами, просто очень маленького. Можно в отношении к нему не руководствоваться понятиями о "несмышлёныше" и "чистом листе". Можно вообще выкинуть эту заслушанную, затёртую, заевшую пластинку с названием "Воспитание" и чаще смотреть ребёнку в глаза, искать ответы в них, в мимике, в звуках, в движениях малыша. Чаще представлять себя на его месте, вспоминать свои детские ощущения, радости и переживания. Учиться слушать и слышать, понимать и доверять этим маленьким людям, пришедшим именно к нам и всецело от нас зависящим.
Tags: материнство, мысли вслух, ссоры между детьми
Subscribe

  • * * *

    Знаете, что такое рожать и растить детей в условиях социального вакуума, в отсутствии поддержки окружающих, когда каждый "психолог" и каждая…

  • О послушании и саморазвитии

    Рассказала сыну об одном посте Михаила Лабковского на тему "полезен ли навык послушания", спросила, что сын думает об этом. Он ответил: "Это вообще…

  • Братья-сёстры

    "Хорошо, что нас так много" - сказал сегодня утром Хаим, войдя в дом после того, как помог сестре перенести тяжёлый вазон. Я спросила: "Почему ты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments