?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О разлуке

.
"В разлуке три четверти горя берёт себе остающийся, уходящий же уносит всего одну четверть." Ибн-Хазма

Когда-то эта фраза из книги Владимира Соловьёва "Повесть о Хадже Насредине" запала мне в память. Сейчас эти слова всё время крутятся у меня в голове.

Подумала, чем отличается расставание с годовалым ребёнком, когда оставляешь его за забором детского сада, от прощания с 18-летним, который сам уходит во взрослую жизнь, оставляя тебя возле ступеней дома? Чем? И там и тут грусть расставания, боль разлуки...

Разница в том, что уходящему легче, чем остающемуся, покидающему проще, чем покинутому.

Поэтому, наверное, родители, не задумываясь, оставляют своих недавно-рождённых детей в чужих руках и продолжают бодро шагать по жизни. А где-то в подсознании таится мысль: "Лучше бросить сразу, чем потом, через 18 лет, привыкнув к ребёнку, срастясь с ним душой и прикипев всем сердцем, расставаться с ним в роли остающегося."
.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
yfltymrf
Mar. 18th, 2013 02:51 pm (UTC)
Не уверена, что все так. Например, если мой ребенок остается дома с папой, а я ухожу на работу, то он совершенно спокойно машет мне "пока", говорит "ака" и отпускает. Если он с папой идет гулять, а я остаюсь дома, то ребенок сильно расстраивается и не хочет уходить без меня. Т.е. при абсолютно тех же участниках ему проще остаться с папой без меня, чем уйти с папой без меня.
anna_elkind
Mar. 18th, 2013 02:58 pm (UTC)
как ты глубоко подметила про провожающих и улетающих.
с садиком, наверное, проще, ведь ты знаешь что сгребешь после обеда своего ребенка в охапку, а взрослый ребенок "вырастает" из отчего дома как из предыдущего размера :-) но мне вот запали в душу слова (не точная цитата) рава Корица, что дети выпархивают из гнезда, и приземляются на голову внуками. только представь, как в ближайшие года будет выглядеть твой дом на праздники- в нем не будет места от родного народа!
sashmamash
Mar. 18th, 2013 04:36 pm (UTC)
Меня иногда посещают подобные мысли, но не про детей(может потому что они еще маленькие), а про супругов. Вот так живешь вместе много лет, а потом бац... И ты одна и вся боль осталась тебе одной. Как быть? Прошу прощения за грустное.
yana_zinigrad
Mar. 18th, 2013 05:03 pm (UTC)
И про супругов так. И про друзей. И про уходящих навсегда родных.
Наверное, эта боль чему-то учит нас... Только всё равно это очень-очень больно. Я понимаю вас...
sashmamash
Mar. 18th, 2013 05:08 pm (UTC)
Хочется понять почему, хотя нет, для чего, Творец так всё устроил.
yana_zinigrad
Mar. 18th, 2013 07:27 pm (UTC)
Про это "почему" и "для чего" много книжек хороших написано. Мне они помогли очень.
ta38471
Mar. 21st, 2013 02:59 am (UTC)
А какие книжки? А то мне тоже очень актуально. Спасибо.
mama_nata
Mar. 18th, 2013 05:30 pm (UTC)
Да, оставаться всегда тяжелее.

Я вот пока не представляю, как буду дочку замуж выдавать... Мне важно будет увить глаза ее будущего мужа. Важно почувствовать, что она любит и любима.
yana_zinigrad
Mar. 18th, 2013 07:26 pm (UTC)
Глаза будущего мужа... Да. В них всё видно. И страх проходит. Потому что чувствуешь, что твой ребёнок будет купаться в море любви и счастья.
marina_paz
Mar. 18th, 2013 05:50 pm (UTC)
Последняя фраза не совсем верня, я думаю. Родители, которые оставляют своих детей на нянечек, бабушек или в садах на время работы или учебы (чужие руки и бодрое шагание по жизни, по Вашему выражению),точно так же привыкают к ребенку, страстаются с ним душой и сердцем, и каждое расставание переживают так же тяжело. У каждого этапа свое расставание...
Про более тяжелую долю остающегося соглашусь, и кстати, эта фразочка живет во мне с первого прочтения "ходжи Настреддина" :)
yana_zinigrad
Mar. 18th, 2013 07:29 pm (UTC)
Ну я не буду спорить.
yapca
Mar. 18th, 2013 06:41 pm (UTC)
может и так... может правда неумение привязываться - это такой огромный страх быть покинутым?
yana_zinigrad
Mar. 18th, 2013 07:17 pm (UTC)
Вот хорошо. Ты так коротко сказала то, что я пыталась объяснить так длинно.
Мне кажется, что повальная волна разводов в наше время во многом связана с неумением привязываться и страхом быть покинутым, которые закладываются в нежном возрасте.

Настя, спасибо тебе огромное за картинку и открытки! Я так люблю всё твоё творчество!
mama_olga2103
Mar. 18th, 2013 07:57 pm (UTC)
Если бросить сразу, останется боль. А если он сам уходит, когда готов, то останется радость. И возможность встречи.
inga_den
Mar. 18th, 2013 10:40 pm (UTC)
Вот именно! Ведь когда дети вырастают и уходят, это, конечно, больно - но это и повод для радости за них. потому что им-то - хорошо! А разве это не главное?
Пришел в голову безумный пример. Вот ребенок-инвалид, который никуда не уходит. Это - лучше?
А насчет уходящего и остающегося - верно, конечно. Остающемуся больнее.
inga_den
Mar. 18th, 2013 10:42 pm (UTC)
А насчет разводов - не думаю, что это от страха. Скорее от неумения понимать другого человека.
cleo_z
Mar. 19th, 2013 10:14 am (UTC)
От страха испытывать боль при расставании, мы лишаемся радости быть вместе.
inga_den
Mar. 19th, 2013 10:55 am (UTC)
Так вот именно это построение мне и представляется надуманным :).
cleo_z
Mar. 19th, 2013 11:43 am (UTC)
Я кажется, не туда комментарий отправила:) Про разводы в чем-то согласна. Но я не считаю развод абсолютным злом.
inga_den
Mar. 19th, 2013 12:04 pm (UTC)
Так ведь и я не считаю :).
lean73
Mar. 20th, 2013 09:33 am (UTC)
Да, конечно, ребенку тяжелее пережить уход матери на работу, чем самой матери. И все же для себя вариант остаться с детьми дома и не возвращаться на работу я не рассматриваю. Я люблю свою работу, она не только заработок, который я тоже очень ценю, но и самореализация. А сидение с детьми дома для меня каторга. Иногда я завидую тем, кто умеет жить своим домом, семьей, кто получает удовольствие от домашнего хозяйства и игр с детьми. Я не такая.
Даже сейчас находясь в декретном отпуске, я отправляю старшую на три дня в неделю в детский сад. Иначе я из терпеливой спокойной и любящей мамы превращаюсь в уставшую и озлобленную. По мне так уж лучше проводить пол дня вместе, но в радость, чем целый день, но в скандалах.
Возможно у других какие-то свои причины жить так как они живут. И совершенно нет необходимости держать в подсознании такие гадкие мысли, что лучше бросить сразу.
Более того, большинство мам, отдававших детей бабушкам , няням и воспитателям, все так же мучаются когда приходит время отпускать.

Мне кажется, хорошей мамой можно быть тысячами разных способов.



Edited at 2013-03-20 09:56 am (UTC)
mumla_31
Mar. 20th, 2013 09:26 pm (UTC)
Бедные... Те родители, которые оставили своих детей навсегда... Ведь их горечь будет во сто крат тяжелей, и они даже не поймут, от чего она...

...Когда мне говорят: "А вот он подрастёт и скажет - "Мама, уйди!" - я отвечаю: "А я рожу себе нового!"

А по Вашим словам выходит, что, сколько б детей не было, печаль расставания всё та же...
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com