?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Сегодня были на уроке у преподавателя циркового искусства. Были Йосиф, Мойше, Хаим и я.
Я проверяла возможность организации занятий для маленькой группы, т.е. нас: мальчиков и, может быть, меня. У нас уже есть опыт таких семейных занятий. Несколько лет подряд мы ездили к учителям рисования и керамики.

Я не думаю, что можно отдавать ребёнка в группу с незнакомыми ему детьми и учителем и, тем более, не присутствовать во время всех занятий.

Коротко о некоторых моих соображениях на эту тему.

1. В любой группе детей (будь то школьный класс или спортивная секция) действуют стадные законы. В ней нужно выживать (кстати, это относится и к учителю) В таких жёстких условиях возможность установления человеческих отношений (между самими детьми и между каждым ребёнком и учителем) практически сводится к нулю. 
Человеческие отношения могут быть только между свободными людьми. А в рамках школы, секции или кружка свобода участников сильно ограничена. В большинстве случаев нахождение в таких группах детей и преподавателей - это не их выбор. Дети попадают туда по воле родителей, для преподавателей - это способ зарабатывания денег.

2. Учителя озабочены результатами своих учеников, т.к. этого требуют родители, которые отдают свои деньги, время и силы ради "развития" детей.

3. Преподаватели придерживаются определённой схемы занятий, которая не может учесть потребностей и особенностей каждого ребёнка.

4. Существует сильный соблазн использовать поддатливость и беззащитность детей, которые отданы в полное распоряжение взрослого.



Мои выводы вы поняли.
В самом начале занятий я устанавливаю контакт с преподавателем и обязательно присутствую (или участвую) в происходящем.

Я далека от мысли, что все учителя стремятся нанести вред ученикам, но в существующих условиях учитель не может позволить себе получать удовольствие от общения с детьми на равных. У него есть цель, и он должен достичь её любыми путями. И эта цель зачастую не совпадает с желаниями детей.

Расскажу, как занятия происходят у нас.

Сегодня было первое пробное занятие с преподавателем циркового искусства. Мне есть о чём подумать. И я хочу дать детям время, чтобы они высказали всё, что они почувствовали во время урока и думают сейчас.

Первая встреча - самая сложная.
С одной стороны, нужно, чтобы знакомство детей с новым человеком (да ещё говорящим на другом языке) было как можно более мягким.
С другой стороны, я должна как можно быстрее и чётче дать понять учителю, что у него нет задачи "вложить" какие-либо умения и знания в моих детей, что в любой момент занятий у детей есть выбор продолжать или отступить в сторону, что дети пришли сюда по своему желанию, а не по моей воле, и точно так же могут уйти.
Я должна помочь учителю расслабиться и дать понять, что он может просто заниматься своим любимым делом, а дети постепенно, каждый в своём темпе, будут перенимать у него его искусство, и что самое большее, что от него требуется, это "отвечать на вопросы" детей, то есть помогать им достичь ИХ цели.

Другими словами, я постепенно снимаю с преподавателя ответственность (которую, по его убеждению, он несёт) и подвожу его к роли Мастера (каким он и является, но в присутствии детей забывает об этом).

Вот при таких отношениях "мастер-ученики" возможна совместная работа и получение удовлетворения и удовольствия обеими сторонами. В работе важно сотрудничество, а не принуждение.

Каждый момент урока я поддерживаю связь с каждым ребёнком "глаза в глаза". Подмечаю малейшее напряжение, дискомфорт, нежелание продолжать. Несколько раз напоминаю, что нужно делать только то, что он хочет. 

Одновременно объясняю/ перевожу учителю, чувства и желания детей, помогаю ему почувствовать себя свободнее в общении с нами.

В начале занятия был критический момент, когда учитель, помогая Йосифу делать упражнение на растяжку, сделал ему больно. Мойше вообще сказал, что не хочет это делать. Я попросила учителя показывать упражнения и объяснять их словами, но не помогать детям руками. Учитель резко возразил и произнёс такую фразу: "Если я не смогу трогать их, я не буду с ними заниматься. Я всегда помогаю детям делать упражнения, по-другому невозможно."

Мы встретились с ним взглядами. Он прочёл в моих глазах понимание и уважение к его требованиям, и также почувствовал, что есть нечто важное и необсуждаемое, для сохранения которого я могу прямо в этот момент вежливо поблагодарить, попрощаться  и выйти отсюда навсегда. После этого молчаливого диалога занятие пошло иначе. И к концу полутора часов учитель всё чаще смеялся, делал меньше замечаний и даже, когда учил нас подкидывать и ловить шарики, сам увлёкся жонглированием.


Есть определённый плюс в том, что дети только частично понимают речь учителя, а учитель не понимает ничего, что говорим мы (его родной язык -французский, с нами говорит на иврите). Тем самым давление со стороны учителя сводится к минимуму, и я, естественным образом, становлюсь посредником между ним и детьми.

В обычной ситуации посредником является учитель. Он как-будто встаёт между родителем и ребёнком, докладывая маме о результатах её чада и призывая ребёнка к успеху, который порадует маму.

Уже после конца урока учитель вынес одноколёсный велосипед, о котором в самом начале спрашивали мои мальчики и который он даже отказывался показывать, объясняя, что ездить на нём очень! сложно. Потом учитель ещё сходил за педалями на маленьких колёсиках для Хаима, потому что Хаим не доставал до велосипедных педалей.

Потом мы с ним ещё немного пообщались про моё участие в занятии в качестве ученика, а мальчики, оставленные в покое, тем временем упорно и терпеливо овладевали искусством передвижения на цирковом велосипеде, придерживаясь за длинный стол. Когда учитель оглянулся на них, он был удивлён их успехами и сказал, что если они потренируются, то скоро смогут ездить без опоры. 

Я рассказала о том, как Мойше в течение нескольких дней сам научился кататься на двухколёсном велосипеде, и предложила такой вариант будущих занятий: учитель занимается со мной и Йосифом акробатикой, а Мойше и Хаим пасутся рядом, овладевая тем, чем они хотят (велосипедом, педалями, доской на цилиндре, канатом, причиндалами для жонглирования и т.д.) Учитель согласился на такое сотрудничество. Причём я видела, что сделал он это не со стиснутыми зубами, а с искренним желанием. 

Посмотрим, что будет дальше. По дороге домой обсуждала новое знакомство с детьми. Йосифу многое понравилось. Объяснила ему состояние учителя и причины его поведения. Мойше и Хаим молчали, но Мойше шмыгал носом (у него это признак переживания). Дома Мойше сказал мне, что учитель ему не понравился, но понравилось то, ЧТО он делает. Подожду, подумаю, посоветуюсь с Сашей и старшими детьми.


Comments

( 44 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kalaratry
Sep. 13th, 2012 02:06 pm (UTC)
Яна, я давно читаю Ваш журнал. Очень многое мне нравится, что то со стороны выглядит спорным... А сейчас прочитала этот пост и поняла, что именно. И я и мои друзья/родственники росли в обычное системе образования. Это хождение строем и бесконечное надо я сильно не любила. Сыну 2,5 г , я изо всех сил обороняю его от садика от всей семьи, мне хочется чтобы у него было детство и мама. Ваши детки чудесные. В этом посте Вы так подробно описали про то как построить отношения с учителем вне семьи, все очень верно и логично. Мне бы этот подход просто не пришел в голову в силу того что мне не где увидеть подрбное, а сама не догадалась. И так бывает часто... Реальность кажется не правильной, а как ее изменить не ясно. Вы не могли бы почаще писать именно про то как растите деток, что у вас принято в семье, а что под запретом и как Вы доносите это до детей, как приходят к ним жизненные ценности или все это приходит с личным примером?
Может немного сумбурно написала, в голове много всего, а простыни писать как то неудобно. Спасибо Вам за Ваш журнал. Лена.
yana_zinigrad
Sep. 13th, 2012 02:25 pm (UTC)
Лена, спасибо за отклик. :)

Я постараюсь писать подробнее и чаще. Только мне важно, чтобы люди, которые читают мои записи понимали, что я не вещаю истину, а, так же как и они, нахожусь в поиске.

А простыни пишите. Мне же тоже интересно читать, а не только писать. :)
(no subject) - nogitsunee - Sep. 25th, 2012 10:00 am (UTC) - Expand
naranja_naranja
Sep. 13th, 2012 03:53 pm (UTC)
Спасибо. Как же здорово наверное быть учителем Ваших детей:) Я когда преподавала в частной школе старалась насколько возможно приблизиться к таким принципам. Конечно там программа и родители и коллеги накладывали много ограничений, но даже при этом - все равно я видела, как расцветали дети. При этом к концу года обязательная программа все равно оказалась всеми освоена - они понимали ,что если этого не сделают, то банально меня подведут. Даже пятиклашки понимали. Для меня это было откровением - просто уважительных отношений, нормального общения и желания делиться с ними интересным оказалось достаточно, чтобы ради меня они учили даже совсем неинтересное в том числе.
Но все равно в школу пока нет желания возвращаться, даже в нашей чудесной было многовато ограничений для меня.
yana_zinigrad
Sep. 13th, 2012 04:02 pm (UTC)
А чем Вы занимались с детьми? И чем занимаетесь сейчас?
(no subject) - naranja_naranja - Sep. 13th, 2012 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 13th, 2012 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naranja_naranja - Sep. 13th, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sandra_kis - Sep. 13th, 2012 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pypsik_nata - Sep. 13th, 2012 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naranja_naranja - Sep. 13th, 2012 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 13th, 2012 11:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naranja_naranja - Sep. 14th, 2012 12:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - pypsik_nata - Sep. 14th, 2012 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naranja_naranja - Sep. 15th, 2012 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - plavita - Sep. 15th, 2012 12:18 am (UTC) - Expand
shapira
Sep. 13th, 2012 04:08 pm (UTC)
я как всегда. с первым пунктом не согласна.
потому что знаю много учителей (часто и вовсе бесплатно работающих!) которые идут в школу не из-за денег (да и какие уж такие деньги платят учителю! смешно.) а из-за любви к своему делу. Которые общаются с детьми с удовольствием и интересом, и не только о своем предмете, а вообще о жизни, обо всем, что вокруг, ходят с детьми в походы, в музеи-театры-гости. Я и сама имела таких учителей - и счастлива, что это было в моей жизни. Думаю, общение с ними сформировало важные мои черты. Кроме учителей, к нам приходили студенты - выпускники нашей школы - учили нас математике - бесплатно! каждую неделю они приходили, и мы сдавали им задачи, они составляли программу, это было весело, с шутками и с важными обсуждениями всего - музыки, политики...НУ и программа- первые пару лет на мех-мате университета мне было очень легко, потому что в школе я была уже познакомлена с большей частью.
То же могу сказать и о некоторых учителях моих детей или друзей.
С ними бывшие ученики продолжают встречаться в 30-40 лет, это ведь о многом говорит, верно?
Несколько лет назад умер мой учитель математики. Кладбище было забито людьми. (я не была тогда в Москве, мне рассказали). А когда был его юбилей, то у метро, ближайшего к школе, мой друг покупал цветы, и продавец его спросил:
-Это вы учителю? Столько народу уже там цветы купило :). Актовый зал школы был полон выпускниками, все пришли свободно, разумеется.
Вообще, я помню, что на его дни рождения выпускники приходили в школу толпой, помню мы на уроке ели огромную дыню всем классом - ему выпускник притащил - он только из Узбекистана приехал.
И он не один такой.
Другая учительница моя уехала в Америку когда я была в 10 классе, мы переписывались, дружим и сейчаС, недавно я к ней ездила. Это моя лучшая подруга, очень мне близкий человек! И она увидела во мне человека тогда, тогда завязались эти отношения. Когда она уехала - она мне снилась, и я просыпалась в слезах, такая была связь...
да что говорить. эх.
повело меня.

ну и про человеческие отношения - опять же, у меня и многих из моей школы друзья остались еще оттуда. При том, что это была еще советская школа, то есть, вроде бы, несвободная дважды. Но была там и свобода, и жизнь!
(это я про старшую школу говорю).
yana_zinigrad
Sep. 13th, 2012 04:38 pm (UTC)
Ага, я тебя понимаю. И знакома с такой историей "из-за кулис": моя бабушка была ТАКОЙ учительницей. И у меня были такие учителя. Но это люди несистемные. И таких единицы. И им приходится нелегко в системе, потому что она пытается их задавить. И в любом случае лучше с ними общаться не в толпе сверстников, а в более узкой компании.

Ну и вообще, Лена, ты же знаешь, что самая настоящая дружба, самые верные друзья - это однополчане и сокамерники. Ну и известное: "друг познаётся в беде". Какой из этого можно сделать вывод? Никакой, по-моему.
binun
Sep. 13th, 2012 04:40 pm (UTC)
Спасибо, что делишься с нами.

Мне очень созвучны твои соображения по поводу роли учителя в современном мире.

А скажи, твои дети не были бы разочарованы, если бы вы повернулись и уехали, если бы не пошёл бы контакт с преподавателем?
yana_zinigrad
Sep. 14th, 2012 12:24 am (UTC)
Спасибо, что слушаешь. :)

Думаю, что нет. Может жалели бы, что не смогут покататься на одноколёсном велосипеде. Так такой можно и в магазине купить. А что жалеть? Без человеческого контакта в таких занятиях всё равно нет смысла.
kathleen_ka
Sep. 13th, 2012 05:47 pm (UTC)
Спасибо за пост! Как раз то, что я искала, и не могла сформулировать. Мне и для своих детей никак не хочется " обязаловских" и " развлекательных" занятий, а такая идея просто в голову не приходила. И мысль о том, чтобы самой учиться вместе с детьми мне очень нравится, по-моему, и в хоумскулинге это тоже большой плюс. И с чужими детьми чем-нибудь в таком духе с удовольствием позанималась...
mihalush
Sep. 13th, 2012 05:53 pm (UTC)
звучит интересно,но невыполнимо с финансовой точки зрения
yana_zinigrad
Sep. 13th, 2012 05:58 pm (UTC)
Да? Интересно, почему?
Inese Frolova
Sep. 13th, 2012 06:03 pm (UTC)
ох, как же мне ещё далеко до этого. но так приятно читать, что так жить возможно :)

мне очень нужен совет, как снять внутреннее напряжение, что я не научу, не доучу и т.д.
в этом году Кир в школу не ходит, учимся дома, анскулинг тут не реален, но вообще к нам требования очень малы, свободы много. так я себя стала вести как упёртая училка, посмотрела на себя со стороны и удивилась, откуда лезет такое-то? от чужого учителя можно уйти, а тут я самана сына напираю. и даже на девочек, к которым система пока вообще интерес не проявляет. каждый вечер обещаю себе, что завтра постараюсь иначе, но что-то плохо выходит.
yana_zinigrad
Sep. 14th, 2012 12:20 am (UTC)
С советами по этой части у меня плохо, потому что у меня другая крайность: мне не важны успехи детей, и с учёбой я их вообще не трогаю. Так что даже не знаю, что сказать, Инесе...
(no subject) - Inese Frolova - Sep. 14th, 2012 03:45 am (UTC) - Expand
pypsik_nata
Sep. 13th, 2012 07:20 pm (UTC)
Яна, спасибо за запись. Пишите ещё :)
На самом деле
yana_zinigrad
Sep. 13th, 2012 11:57 pm (UTC)
Ладно. :)
danielalievsky
Sep. 13th, 2012 09:02 pm (UTC)
Поздравляю с очередной попыткой создания новой школьной системы! Такие люди, как вы, помогают школам оставаться вечно актуальными и молодыми. В каждом поколении и эпохе школы должны обновляться.
psychakotka
Sep. 13th, 2012 09:46 pm (UTC)
Наверно мне безумно повезло :) сейчас я стала учить музыке ощущая свою свободу, потребности ученика и не идя за результатом. Для меня главное, чтобы музыка стала чем-то важным в жизни, помогающей понять свои чувства и эмоции. Почувствовать свои возможности в музыке и использовать их как внутренний ресурс. Это конечно не сравниться с тем, как я работала в школе, хотя и там старалась идти за ребенком, но там очень много НО, и возвращаться после декретного мне не хочется. Сейчас подрабатывая с частными учениками я чувствую как раскрываюсь вместе с ними, развиваюсь. Но к такому эксперименту должны быть готовы и родители, благо такие есть.
У меня было несколько хороших учителей в средней школе, но в началке мне было очень некомфортно и я максимально организовывала себе анскулинг :) В училище были неплохие педагоги, но они были занадто нам родителями(возможно кого-то это спасло от нежелательной беременности или алкоголя), но для меня это было нарушение границ, а отстаивать я их не умела (
yana_zinigrad
Sep. 14th, 2012 12:17 am (UTC)
Здорово! У нас тоже есть такие учителя, как Вы. И дети их очень ценят.
gurarie
Sep. 13th, 2012 10:15 pm (UTC)
Здравствуйте, Яна. Спасибо за пост, за поднятие такой важной темы, кажущейся нам обычно такой простой и понятной: взял ребёнка и отдал "ради его блага" на танцы, рисование, шахматы и т.д.
На днях ходили с сыном в две группы дзюдо. Грустно, но я соглашусь с Вами по всем четырём пунктам. Никакая система не будет искать творческий путь работы вместе с ребёнком и установление контакта с ним. В лучшем случае, будет взаимная симпатия, концентрация на предмете и дисциплина, в которой влияние и воздействие стада будет сведено к минимуму. В стандартных секциях и кружках родители не могут присутствовать на уроках и есть дети (явно не все), чувствующие в этом угрозу и со стороны других детей (инстинктивно чувствующих "слабых" и знающих как тех можно достать) и со стороны тренера(который дисциплины ради практикует наказания) даже если эти наказания безобидны.
Большинство родителей не имеет средств на частные уроки и довольствуются стандартными секциями. Домашние же занятия часто бывают не эффективны, разве что мама, папа - физрук и ежедневно подают пример.

До какого возраста Вы не оставите своих детей на кружках, как это требуют обычно преподаватели и тренеры? Этот вопрос на самом деле более широкий, так как практически все социальные проблемы, от которых мы так хотели бы защитить детей актуальны и в зрелом возрасте.
yana_zinigrad
Sep. 14th, 2012 12:13 am (UTC)
Спасибо за комментарий.

Дети будут со мной, пока не женятся. :)
Если серьёзно, то наши дети начинают заниматься чем-то без моего участия, когда они сами способны на то, чтобы договориться с людьми и добраться до нужного места.
Обычно это происходит после 13-14 лет. Они сами записываются на учёбу, начинают работать или заниматься с частными учителями. Но в этом возрасте дети - уже достаточно взрослые люди, и они устанавливают с другими людьми отношения на равных.
valeriehealing
Sep. 14th, 2012 12:24 am (UTC)
Спасибо вам большое за то что вы делитесь своим опытом.
Я сегодня как раз проснулась и думала про кружки для дочки и ваш пост оказался очень кстати!
Очень согласна с вами!
yana_zinigrad
Sep. 14th, 2012 12:25 am (UTC)
:)
rita_zlotnik
Sep. 14th, 2012 08:50 am (UTC)
Яна, просто скажу спасибо, не вдаваясь в подробности, мне сейчас очень кстати :)
deti_moi
Sep. 14th, 2012 04:00 pm (UTC)
Яна, как же это здорово.
У меня самое большое уважение вызывает твоя убежденность в правильности выбранного пути, такая центрированность-в-себе, что ли, которая защитным куполом опускается на всю семью. Именно этого мне часто не хватает в системе "родители - дети - мир".
plavita
Sep. 15th, 2012 12:21 am (UTC)
Яна!
у меня не хватет ...не знаю чего на этот взгляд, диалог с учителем,
но вот страха, подражаемого своей маме, хватит чтобы семенить и соглашаться не будучи согласной и учить этому детей. АААА

Спасибо за пост.
poppy_bolger
Sep. 16th, 2012 07:37 pm (UTC)
"но вот страха, подражаемого своей маме, хватит чтобы семенить и соглашаться не будучи согласной и учить этому детей."
Очень частно такая же абсолютно проблема... почему так?
(no subject) - plavita - Sep. 17th, 2012 07:55 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com