?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про меня и про евреев

Лет до десяти я не задумывалась о том, что я еврейка. Внешность у меня была вполне славянская: голубые глаза, пшеничные косички и аккуратный носик. Видимо, моё лицо, в представлении окружающих, соответствовало образу русской героини, поэтому в садике я играла роль Снегурочки при деде Морозе, а в школе должна была радостно бегать по кругу перед детьми и учителями, тряся колокольчиком, который символизировал первый школьный звонок.

Графа "национальность" в классном журнале поставила всё на свои места. От этих трёх букв "ЕВР" некуда было спрятаться. То же позорное клеймо стояло возле имени ещё одного мальчика в нашем классе. Всем остальным детям был выдан знак качества "РУСС". Да, был ещё один армянин, но это не было так стыдно, как быть евреем.
Но в повседневной школьной жизни мне почти не приходилось вспоминать о своём отличии, кроме нескольких случаев, когда мне об этом напоминали.

Иногда в упоминании этого факта не было ничего опасного. Например, когда одна бойкая, звонкая и смешливая одноклассница, заглянув на перемене в оставленный на учительском столе журнал и сделав несложный статистический подсчёт, торжествующе объявила: "У нас в классе все - русские, только Полыновская и З. - евреи и К. - армянин!" Я думала, что провалюсь сквозь землю от стыда за мою "другость", но я понимала, что это выступление - просто шалость.
В другой раз, когда мы уже учились в старших классах, мой коллега по несчастью отстаивал свою точку зрения, противоположную мнению большинства, на какой-то организационный вопрос. В классе стоял шум, одноклассники были недовольны. И тут громко и чётко прозвучала фраза: "Жалко, что вас немцы не довешали." Меня как-будто вбили в пол чем-то тяжёлым, перехватило дыхание. Хотя замечание не было обращено ко мне напрямую, стало страшно и не только от этих слов, а от всеобщего молчания, которое было если и не поддержкой, то несопротивлением высказанному утверждению. В защиту евреев поднялся один человек, без знака качества, армянин. (Много лет спустя я узнала, что по маме он - еврей.) 

Когда я собиралась получать паспорт, моя бабушка заговорила о том, что надо бы записать меня русской, и объясняла мне, что жить евреем среди других тяжело. Но в 16 лет не боишься никаких трудностей и готов смотреть опасностям в лицо. Да и выбирать мне не приходилось, в нашей семье были только евреи: и со стороны мамы, и со стороны папы не было ни одного родственника, за которого можно было бы уцепиться, чтобы изменить национальность.

Потом меня закрутил вихрь пробуждения еврейской жизни в Свердловске: создание еврейского культурного общества, концерты еврейской музыки, широкое отмечание еврейских праздников, деятельность в молодёжном еврейском обществе, знакомство с людьми. Помню, меня потрясло первое празднование Пурима в ДК Автомобилистов: переполненный зал моих соплеменников, тысячи горящих тёмных глаз, чёрные кудри, носы с горбинкой, которых в обычной жизни нужно было стыдиться, а здесь это было знаком принадлежности к чему-то тайному и настоящему. На сцене - красавица царица Эсфирь, рядом с ней другие герои той древней истории. Все артисты - евреи, и это невероятно. В зале полное единение. Казалось, первый раз за много лет люди задышали полной грудью, первый раз гордо подняли глаза...

Потом был День Катастрофы и сказанные вслух слова о миллионах погибших. И снова вечера, концерты, празднования. Я как-будто родилась заново. И только одно огорчало меня - моя нееврейская внешность. Я ловила на себе недоуменные взгляды и один раз вопрос прозвучал вслух: "что ты здесь делаешь?" Я так хотела быть частью своего народа, так хотела первый раз в жизни почувствовать себя такой же, как все. Было время, что я даже собиралась покрасить волосы в чёрный цвет. А позже, начитавшись Шолом Алейхема и перепутав всё в своей голове, собиралась сбрить волосы, чтобы принять иудаизм и стать настоящей еврейкой. Потом я поняла, что это дано мне по факту рождения. Это случилось, когда мой дядя-одессит привёл меня в одесскую синагогу и на неодобрительную реплику синагогального служки произнёс на идиш: "... аидише мейделе", и ... я вошла в "святая святых".

Мне нравились мальчики с чёрными кудрями и горящими, как угли, глазами. Я забывала о своей русой косе и хотела окунуться в Восток. Мечтала о будущих темноволосых кудрявых детях.

А потом я встретила Сашу. И он был похож на меня, такие же, как у меня, светлые вьющиеся волосы, ничем не выдающийся нос, только глаза карие, но совсем не тёмные. И я даже сначала подумала, что он не из моего народа, а когда познакомилась со всей его еврейской мишпухой, то всё встало на свои места. А потом мы ездили с ним в Одессу - город его детства и моей юности, и были вместе в той синагоге. И нам было всё понятно без слов. 

И дети у нас растут златокудрые и не очень похожие на евреев. И снова я ловлю на себе недоверчивые взгляды, и снова читаю в глазах вопрос...

Но теперь я знаю, что мой Восток - светлый. А вокруг меня светятся тысячи чёрных глаз моих соплеменников.


Comments

( 82 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
2be2
Sep. 21st, 2011 08:01 am (UTC)
Все это только у Вас в голове. Похожи, не похожи. :) Оглянитесь вокруг! Вы увидете, что евреи многолики и это ни коем образом не влияет на суть. С наступающим Новым Годом! :)))
71manyasha
Sep. 21st, 2011 08:03 am (UTC)
У меня в классе учился мальчик М. Когда я увидела его впервые,подумала,что девочка.Светло-русые волосы,карие глаза обрамлённые густыми ресницами.Потом,когда мы повзрослели,уже не помню от кого, я услышала это...еврей.Мне было всё равно.У меня лучшая подруга-аварка по папе,русская по маме.Она же и крёстная моей дочери:-)
Много лет спустя,услышала от другого одноклассника на мою реплику о том,что М. уехал в Великобританию работать:
-Да,евреи умеют устроиться!А ведь учился-то хуже меня.
И тот и другой закончили Бауманский.И тот и другой очень умные. Меня это тогда так потрясло.При чем тут еврей?
У М. мама еврейка,ну,такая,на которую смотришь и паспорт не нужен,а папа украинец...И я очень уважаю этих людей,а Лину Соломоновну просто люблю:-)
И мне бывает больно,что на дворе век высоких технологий,а нет-нет,да и услышишь эту средневековую гадость...
pelageya
Sep. 21st, 2011 08:08 am (UTC)
Яна, вот это вот "Графа "национальность" в классном журнале поставила всё на свои места. От этих трёх букв "ЕВР" некуда было спрятаться. То же позорное клеймо стояло возле имени ещё одного мальчика в нашем классе. Всем остальным детям был выдан знак качества "РУСС". Да, был ещё один армянин, но это не было так стыдно, как быть евреем." потрясает. Это ты в первом классе так ощущала?
yana_zinigrad
Sep. 21st, 2011 08:57 am (UTC)
Нет, в первом классе я, пожалуй, ещё жила в счастливом неведении. Это было, наверное, в классе третьем-четвёртом.
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 21st, 2011 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - autumnfox - Sep. 21st, 2011 07:10 pm (UTC) - Expand
yapca
Sep. 21st, 2011 08:10 am (UTC)
Мне всегда нравились мальчики с черными кудрями и горящими глазами :)
но первый, и вообще то единственный раз когда я услышала слово еврей в более или менее значимом контексте - это было лет в 17-18, когда я влюбилась в такого мальчика. Мама мне тогда сказала: "не обольщайся. Они евреи - они чужих не примут"
наверное с тех пор для меня любое отчуждение национальностей - в любом смысле - дискомфортно.
Мы люди. Мне не нравиться деление на своих и чужих.
yapca
Sep. 21st, 2011 08:14 am (UTC)
кстати в школе у нас никогда не было такой атмосферы как ты описываешь. было удивление и желание узнать новое - как это? а какие вы? что у вас другое? к любым другим национальностям - и армяне были, и грузины, и итальянец :)
Наверное, потому, что директором школы был у нас Семен Рувимович Богуславский - большая умница...
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 21st, 2011 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yapca - Sep. 21st, 2011 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yapca - Sep. 21st, 2011 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 21st, 2011 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yapca - Sep. 21st, 2011 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iriele - Sep. 21st, 2011 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 22nd, 2011 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - yapca - Sep. 22nd, 2011 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - Inese Frolova - Sep. 22nd, 2011 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - ola_vino - Sep. 21st, 2011 05:26 pm (UTC) - Expand
samavara
Sep. 21st, 2011 08:23 am (UTC)
Гм... А у нас не писали национальность в журнале. И я не помню стычек на эти темы.
yana_zinigrad
Sep. 21st, 2011 03:26 pm (UTC)
Думаю, почти уверена, что везде писали. Просто не всем была интересна эта информация.
laxsmi
Sep. 21st, 2011 08:40 am (UTC)
В детстве я была потрясающе политически безграмотна, ну и национальностях не разбиралась в принципе. Помню первый раз я что-то такое поняла, что есть русские, евреи и прочие лет в 14. И пыталась определить национальность по фамилии. Подошла к мальчику с фамилией на "...нович" и спросила: "Дима, а ты - еврей?" Помню, как он долго смеялся. Я и сейчас не очень вижу различия между национальностями - ни внешне, ни внутренне. Мы сейчас ходим в еврейский бассейн, и по-моему, нас там принимают за своих :)) у меня дети тоже, как и тебя - кареглазые блондины.
marsupian
Sep. 21st, 2011 08:59 am (UTC)
Мерзкие все-таки были порядки. Нашли, что писать в классных журналах. Надеюсь, сейчас этого нет, хотя бы в школах.
yana_zinigrad
Sep. 21st, 2011 03:28 pm (UTC)
А по-моему, всё, что писалось в классных журналах, было мерзко. :)
Интересно, кстати, узнать, какие графы существуют при нынешнем режиме. Может кто-то в курсе?
(no subject) - kot_ja - Sep. 21st, 2011 11:13 pm (UTC) - Expand
premchik
Sep. 21st, 2011 10:37 am (UTC)
Ох, это такая тема!..
Моя мама - убежденная антисемитка, и я эти разговоры слышу с детства. Правда, она одновременно еще и убежденная анти-.. короче, ненавидит негров, хохлов и т.д. и т.п., и вообще не очень хороший человек. Но это не помешало им с отцом отдать меня в английскую школу, в которой был директор Сонин Николай Соломонович и половина преподавательского состава была евреями. И учились в школе, естественно, очень много еврейских детей. И несмотря на это, тема все время как-то тихо возникала. Во всяком случае, выяснить для себя, еврей или не еврей, было важно. Ух, как я это ненавижу, до сих пор иногда делаю для себя это умозаключение, и мне так стыдно за это, просто на месте сгореть хочется, но это вылезает из детских каких-то, вернее, до меня еще существовавших вещей. А у меня в школе подружка была, Марьянка Вайман, и я любила и ее, и ее семью, восхищалась их сплоченностью и работоспособностью. Евреи умеют устраиваться? Дорогие мои, если бы вы были способны столько работать, вы бы тоже устроились! До сих пор помню, как сейчас, и всем рассказываю, как Марьянкина бабушка Анна Осиповна ненавязчиво так за столом говорила - в пространство: "Да, у Филиппка в классе два мальчика хорошо играют - он и (условно, не помню) Саша. Что ж, кто больше поработает, тот и победит". И Филипп потом по 6 часов пилил свою скрипку, стоя перед пюпитром - многие восьмилетние мальчики на это способны??? Четверо, по-моему, из моих одноклассников живут в Америке - и все четверо евреи. Но боже мой, какой путь они прошли! Так что же сидеть и ныть: "Нуу, они еврееи, умеют устрааиваться..." Отвратительно!
А другая моя подружка - с которой дружу уже всю жизнь - как-то (в начале 90-х) вдруг сказала мне, что они до сих пор боятся погромов. И это реально изменило мою жизнь. С тех пор я просто всем морды бью (словами,правда), кто смеет при мне говорить плохо об этом народе.
yana_zinigrad
Sep. 21st, 2011 01:16 pm (UTC)
Кстати, моя школа тоже была английской, и учились там дети "элиты" общества.

А благодаря таким людям, как Ваша мама, евреи не забывают о том, кто они такие. И вот даже государство своё организовали. :) Я сейчас благодарна всем, от кого я слышала антисемитские высказывания, хотя 20 лет назад уезжала из России с ненавистью в душе.

(no subject) - dil - Nov. 29th, 2011 04:29 pm (UTC) - Expand
premchik
Sep. 21st, 2011 10:43 am (UTC)
А еще ненавижу это "христианское" - "евреи Христа распяли!"
nova1971
Sep. 21st, 2011 11:15 am (UTC)
Ну, уж не надо так про всех-то христиан... У нас вот в церкви есть еврейское служение, помогают евреям уехать в Израиль. Недавно вот на операцию мужчине одному собирали деньги. А 20 сентября вся церковь постится за совещание ООН, на котором будет решаться судьба Израиля.
Очень многие христиане любят евреев - Божий народ.
У меня в юности были друзья евреи, до сих пор с ними с удовольствием общаемся (хотя они, в общем-то, друзья старшего брата). А когда моя мама называла свою фамилию, ее всегда спрашивали: "Вы еврейка?" )))
(no subject) - premchik - Sep. 21st, 2011 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nova1971 - Sep. 21st, 2011 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 21st, 2011 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nova1971 - Sep. 21st, 2011 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Inese Frolova - Sep. 22nd, 2011 07:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 22nd, 2011 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - Inese Frolova - Sep. 22nd, 2011 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - ola_vino - Sep. 21st, 2011 05:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nova1971 - Sep. 21st, 2011 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ola_vino - Sep. 22nd, 2011 04:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 22nd, 2011 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - ola_vino - Sep. 22nd, 2011 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - nova1971 - Sep. 22nd, 2011 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - ola_vino - Sep. 22nd, 2011 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - nova1971 - Sep. 22nd, 2011 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 22nd, 2011 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - nova1971 - Sep. 22nd, 2011 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - ola_vino - Sep. 22nd, 2011 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 22nd, 2011 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 21st, 2011 01:17 pm (UTC) - Expand
meimuna
Sep. 21st, 2011 10:59 am (UTC)
Интересно.
А как переводится "аидише мейделе"?
nova1971
Sep. 21st, 2011 11:20 am (UTC)
Могу ошибаться, но, кажется, "еврейская девушка".
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 21st, 2011 11:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - nova1971 - Sep. 21st, 2011 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nova1971 - Sep. 21st, 2011 06:54 pm (UTC) - Expand
okean_v_butylke
Sep. 21st, 2011 11:01 am (UTC)
А я до сих пор не понимаю, откуда взялось это отношение к евреям - тогда и сейчас еще видимо тоже. И впервые столкнулась с ним только в 18 лет :) И все равно так и не поняла, откуда, простите мою безграммотность. Ведь если нацизм принят в обществе за нечто аморальное, если все с ужасом и содроганием в сердце вспоминают вторую мировую, откуда такое тогда отношение к евреям? Ведь по-моему, все должны наоборот к ним относиться с чуть большим благоговением, с чуть большей... скорбью за пережитое ими.
Ну, и второе, Иисус ведь был евереем, а в него верят миллионы людей, и они же могут не любить евреев? это как?
или я вообще глупая и ничего не понимаю? Объяснит кто-нибудь?
nova1971
Sep. 21st, 2011 11:17 am (UTC)
Мне кажется, это обычная зависть. Ведь это не просто народ. Это избранники Божьи. Очень тяжело перенести осознание того, что кто-то избран Господом. И это не ты)))
В этом смысле я совершенно не понимаю православие.
P.S. Я - христианка.
(no subject) - sanahta - Sep. 21st, 2011 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pheiga - Sep. 21st, 2011 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 21st, 2011 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 21st, 2011 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - premchik - Sep. 21st, 2011 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 21st, 2011 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - premchik - Sep. 21st, 2011 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 22nd, 2011 05:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - nova1971 - Sep. 21st, 2011 02:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pheiga - Sep. 21st, 2011 01:46 pm (UTC) - Expand
pheiga
Sep. 21st, 2011 01:05 pm (UTC)

Да - классный журнал мне тоже открыл глаза, классе в 1-2. Мама у меня русская, а еврей папа - вот классная руководительница вызвала маму и стала говорить что национальность не правильно указана. До нее я и не слышала о таком подразделении - на всех и некторых, прямо от рождения. Антисемитизм я тоже чувствовала изредка - не от лучших людей, и только пока не поступила в Новосибирский университет. Там люди слишком умны и образованы, и к тому же заняты настоящим делом, чтобы играть в бирюльки - "наш не наш". Народ отовсюду, из разных семей, приняты все (только попробуй, поступи :-)). Сибирь, клановости в универе меньше. (Хотя в мединституте - больше). Авторитет - сколько заработаешь его своими делами. Исследовательский нститут - вот закономерность, чем неудачнее карьера человека, тем больше он склонен к демагогии на национальные темы. Хочется кого-то обвинить в своих неуспехах. А в реальности - работаем к примеру изо дня в день в лаборатории с опасными веществами. Зависим друг от друга - от аккуратности соседа, от его внимательности. Ведь это создает совсем особые отношения и настоящее доверие друг к другу между людьми. Между татарином, евреем, немцем, украинцем и так далее ( боже, да разве это важно! Хоть как его назови, главное что это за человек. И чтобы поговорить с ним можно было, и результат общей работы - вот что интересно). Вот так и должно быть. Все эти искусственные разделения между людьми выгодны только бездельникам, и тем из них кто наверху нами за веревочки дергает. Национальные культуры очень интересны, и внушают уважение - вековая мудрость. Но давно есть у нас уже и общая человеческая культура, не ограниченая только национальностью. Туда входит литература - и русская, и французская и тд. Музыка и русская, немецкая, и всякая. Вопросы бытия, заданные 20 веком, его войнами и репрессиями. Проблемы и возможности которые принесли нам средства массовой информации... Поиски пути воспитания детей в современном мире...Не буду перечислять все-все, чем душа полна, но скажу что это актуальная наша общая современная культура, которую потом будут ценить и изучать потомки. :-) Разделяя нас и штампуя по национальности - "Дурют нашего брата".
iriele
Sep. 21st, 2011 05:33 pm (UTC)
просто поддержу
pura_verdad
Sep. 21st, 2011 01:46 pm (UTC)
Мой муж в юности был похож на иконописного Христа: длинные русые, небесной красоты серые глаза, худое лицо со впалыми щеками. Когда я влюбилась в него, я абсолютно хотела плевать на то, еврей он или марсианин, хотя вся моя семья - ярые антисемиты (пусть и интеллигентные, завуалированные). Когда мы собрались жениться, мой дед (донской казак, которого всё детство из-за внешности ловили немцы и спрашивали: "Юда?") безапелляционно заявил: "Ничего, попадёт в нашу семью - станет русским!" Это было очень обидно и горько, как будто еврейство - какой-то изъян, который можно "вылечить" попаданием в хорошую семью. До последнего моя мама раз в неделю аккуратно спрашивала, не хочу ли я ещё раз подумать и оставить девичью фамилию, пока один раз я не рявкнула, что я буду женой еврея и мои дети будут детьми еврея, и мы все будем гордо носить фамилию моего мужа, как то и положено - на что мама обиделась и заявила, что она ж что, она ж меня не отговаривает. Ага. На работе после того, как я сменила фамилию, тоже все подтрунивали, травили анекдоты про евреев или наоборот, рассказывали, какие евреи хорошие мужья и отцы, что тоже звучало надменно, меня как будто утешали, мол, ничего, что еврей, зато отец будет хороший.
Сейчас мы пока живём в России, но я уже ощущаю себя ТАМ (в Израиле) больше дома, чем ЗДЕСЬ. Думаю, что нашим детям с их "необычной" фамилией ТАМ будет лучше. А родители всё убеждают меня, что "они другие, они чужие, ты там не сможешь, ты не такая". Что ж, мишпаха моего мужа более здоровая и крепкая, чем моя...
ola_vino
Sep. 22nd, 2011 04:54 am (UTC)
да, приезжайте в нашу дружную семью. Тут кастати, господин Либерман уже официально заявил что в поселение где он проживает не будут принимать семьи смешанных браков. Только чисто еврейские. Видимо графа "национальность" у нас в Израиле тоже не маловажна. Национализм? Ну что вы! Защита чистоты избранного народа.
(no subject) - pura_verdad - Sep. 22nd, 2011 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 22nd, 2011 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - pura_verdad - Sep. 22nd, 2011 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - ola_vino - Sep. 22nd, 2011 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - pura_verdad - Sep. 22nd, 2011 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - priwoz - Sep. 22nd, 2011 12:17 pm (UTC) - Expand
drijka
Sep. 21st, 2011 06:49 pm (UTC)
красиво
li_nconnue
Sep. 22nd, 2011 03:08 am (UTC)
Да, дискриминация одних людей другими по национальности - это очень плохое явление:-(.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 82 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com