?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Анскулинг


Анскулинг - это не вседозволенность и не отсутствие рамок.
Анскулинг - это отсутствие искусственных рамок. Таких, например, как школа (с её замкнутым пространством, строгой иерархией, гласными и негласными законами), навязанный извне режим дня, "взрослые" представления о том, как дети должны вести себя друг с другом и со старшими, а также множество других правил, изобретённых родителями в порыве воспитания достойной смены.

Мне кажется, что жизнь человека, сама по себе, предполагает существование достаточного количества рамок, законов и правил. Не буду называть их естественными: у каждого человека свои представления об естественности.

В нашей семье, например, ограничения и правила делятся, в основном, на два вида.

Первый и главный, охватывающий все стороны нашей жизни, основывается на вере в Создателя, на вере в то, что мир был создан по Его воле и существует по установленным Им законам. Другими словами, мысль о Боге постоянно присутствует в нашей повседневной жизни и движет нашими поступками и решениями.

Пример из жизни.
Мы не пользуемся компьютером в субботу. Один из наших детей проводил за компьютером много времени, мы даже завели ещё один компьютер, чтобы не приходилось ограничивать его "компьютерное время". С наступлением субботы и до её исхода компьютер, а также телефон, машина и т.д., как-бы перестают существовать для нас. Дети хорошо знают этот еврейский закон и переносят свою деятельность в разрешённые сферы.
Но для четырёхлетнего ребёнка отказаться от своего любимого и увлекательного занятия очень тяжело, а иногда и вовсе не под силу. Поэтому нередко, после внутренней борьбы и разговоров с нами, сын усаживался за компьютер и погружался в захватывающий виртуальный мир. Но мальчик рос, а вместе с ним росли и крепли его воля и понимание источника запрета. Было время, когда он подходил к компьютеру всего на несколько минут, после чего, приняв решение, возвращался к нам. Мы никогда не осуждали его за нарушение субботы, но всегда радовались его приходу и говорили, что совсем скоро у него будет достаточно сил, чтобы соблюдать этот закон, и тогда он сможет рассказывать о субботних заповедях младшему брату.
Проходили недели и месяцы, и, наконец, наступил момент, когда наш повзрослевший мальчик смог преодолеть свою тягу к компьютеру. И сделал он это, во многом благодаря тому, что понимал: источник запрета - это не родители, их прихоть и желание командовать. Это закон данный нам свыше, и его выполнение возложено на родителей в не меньшей степени, чем на детей.

Семейная иерархия. Я не выделяю этот фактор в отдельный пункт, потому что рассматриваю его как один из аспектов религиозного подхода к жизни. Всевышнему было угодно сделать нас родителями этих детей. Это не даёт нам никаких привилегий, напротив, возлагает на нас большую ответственность. Нам поручена забота о наших детях; с нашей помощью, посредством нашего мировосприятия и мироощущения, наши дети постигают этот мир. Но не надо забывать, что существующее распределение ролей не означает, что мы мудрее наших детей, ближе к Богу и имеем право "лепить" из детей то, что нам по вкусу. Перед Богом мы и наши дети равны. Отличие, повторюсь ещё раз, заключается в степени ответственности.
Раз уж я затронула тему отношений между детьми и родителями, упомяну о заповеди "Почитай отца своего и мать свою ...". Скажу, как я понимаю её. Мне кажется, эти слова относятся и к детям, и к родителям.
Дети должны почитать своих отца и мать и делать это даже в том случае, когда, по их мнению, их родители не достойны уважения. Это очень важный момент: заповедь об уважительном отношении к родителям не подлежит логическому осмыслению, т.к. она дана нам Всевышним, и Им же даны нам именно те родители, которых мы имеем.
Какое отношение имеет эта заповедь к нам, как к родителям? Я знаю, что многие мои коллеги воспринимают её, в основном как указание приучать или даже принуждать своих детей к уважению родителей. Мне не близка эта позиция. Я думаю, что наша задача как родителей прежде всего в том, чтобы быть достойными этого уважения. Это не значит, что мы должны соответствовать идеалу. Мы просто должны стараться быть честными перед собой и детьми, уважать детей и видеть в них людей, уважать и почитать своих родителей и этим подавать пример нашим детям, стремиться к соблюдению заповедей и уметь признавать свои ошибки и заблуждения.

Второй момент, устанавливающий рамки и запреты - это факт нашего человеческого общежития, начиная от масштабов семьи и заканчивая масштабом всего человечества. Совместная жизнь налагает определённые обязанности и ограничения на каждого из членов семьи, общины, на каждого гражданина страны и всего мира.

В семье, между братьями и сёстрами, между родителями и детьми нередко возникают конфликтные ситуации, сязанные с распределением места в доме, вещей, лакомств. 
Всем знакома эта картинка: папа работает, ему необходима тишина, а дети как-раз в этот момент ощущают прилив энергии и хотят пошуметь и побаловаться. Или другая картинка: старший ребёнок занялся какой-то вещью, а его младший брат тут же требует эту вещь себе.
В жизни семьи возникают сотни и тысячи ситуаций, разрешение которых требует терпимости к друг другу, понимания собеседника, умения идти на уступки, способности объяснить ближнему свои желания и точку зрения.
Жизнь в семье, с одной стороны, даёт нам огромный опыт установления отношений и улаживания разногласий между людьми, с другой стороны, полностью исключает возможность выхода из конфликтной ситуации путём разрыва отношений с оппонентом. Мирное решение споров между членами семьи - это первый и очень важный урок для будущей жизни ребёнка в обществе.


Comments

( 39 comments — Leave a comment )
itzhak_imas
Aug. 7th, 2010 11:15 pm (UTC)
С удивдением прочитала про компьютер, задумалась. У нас никогда не было никаких конфликтов из-за компьютера в субботу. Это настолько всем очевидно, что в субботу компьютер выключен, что ни разу ни у одного из детей не возникало даже желания его включить.
yana_zinigrad
Aug. 8th, 2010 08:09 am (UTC)
Перед субботой есть момент отключения компьютера. Вот он был проблематичен. И потом, уже в субботу, когда выяснялось, что компьютера до темноты не будет, был безутешный плач. Это не значило, что мы тут же шли, и нарушая законы субботы, включали компьютер. Мы решили оставить за ребёнком право самому решить этот вопрос. И он его решил. Кстати, он был не первым. Его старший брат так же сам справился с использованием электромобиля, из которого не вылезал в будние дни.
cyok3
Aug. 8th, 2010 12:32 am (UTC)
Большое спасибо. Очень мудрый пост.
yana_zinigrad
Aug. 8th, 2010 08:09 am (UTC)
:)
cleo_z
Aug. 8th, 2010 01:03 am (UTC)
Каждый раз восхищаюсь Вашей мудростью.
yana_zinigrad
Aug. 8th, 2010 08:10 am (UTC)
Тут не мудрость, скорее. Просто опыт 16 лет жизни с детьми. :)
(no subject) - mamaembryo - Aug. 9th, 2010 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Aug. 12th, 2010 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mamaembryo - Aug. 13th, 2010 04:30 am (UTC) - Expand
maurikka
Aug. 8th, 2010 04:14 am (UTC)
А не в субботу Вы совсем не ограничиваете пользование компьютером? Именно в этом вопросе меня мучат сомнения)) Не идет ли это в ущерб чему-то другому, общению, творчеству? У нас сын, чем больше ему разрешаешь, тем больше хочет сидеть за компом. Возможно, это потому что все равно он чувствует что в любой момент ему могут запретить пользоваться им. Но меня все время преследует мысль, что просиживая за компом, он лишается чего-то другого. Он мог бы рисовать, играть и т.д.
taksahobbyru
Aug. 8th, 2010 07:59 am (UTC)
Сорри, если вклиниваюсь "не по теме". Просто мы не еврейская семья, и вообще не из Израиля %)
Но я своим детям про комп и телевизор объяснила так: мозг тоже устаёт. Подтверждением могут быть и истерики-скандалы, которые иногда устраивают перевозбудившиеся дети. Поэтому дети уже сами знают, что если сегодня у нас было по каким-то причинам много компьютера-мультиков, то на следующий день у нас "день проветривания мозгов" - все в сад и гулять! Я довольно убедительно аргументировала и они уже не спорят, соглашаются, что мозгу тоже нужен отдых.
(no subject) - yana_zinigrad - Aug. 8th, 2010 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - taksahobbyru - Aug. 8th, 2010 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Aug. 12th, 2010 11:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maurikka - Aug. 13th, 2010 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Aug. 13th, 2010 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - inga_den - Aug. 11th, 2010 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Aug. 8th, 2010 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - maurikka - Aug. 10th, 2010 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Aug. 12th, 2010 10:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maurikka - Aug. 13th, 2010 05:12 am (UTC) - Expand
vtulova
Aug. 8th, 2010 09:25 am (UTC)
Очень близко, Яна, спасибо.
Я в какой-то момент поняла, что настолько ничего не понимаю в этом мире :), что никак не могу научить детей
vtulova
Aug. 8th, 2010 09:31 am (UTC)
что никак не могу научить детей в нем жить. И поэтому берусь передавать только то, в чем уверена на 100% - тем первым шажкам к Богу, которые удалось усвоить, заповедям, Слову Божьему. И дальше идти вместе с ними.
А реакция решения конфликта через прекращение отношений с оппонентом мне самой очень свойственна, и семейная жизнь, особенно в условиях, где у каждого члена нет своего помещения для уединения, действительно, помогает научиться решать проблемы иначе. А обращение детей за советом учит слышать. Ведь пока ребенок один - легко его защищать от других детей по принципу "мой хороший, другие плохие". Но когда все свои и все хорошие - тут приходится поскрипеть мозгами и потрудиться душой, получается не всегда, конечно.
(no subject) - yana_zinigrad - Aug. 12th, 2010 10:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vtulova - Aug. 12th, 2010 11:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Aug. 12th, 2010 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - inga_den - Aug. 13th, 2010 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - vtulova - Aug. 13th, 2010 12:39 pm (UTC) - Expand
busy_bee70
Aug. 9th, 2010 08:53 am (UTC)
Интересно, спасибо. Яна, расскажите, пожалуйста, как у вас в семье маленькие (до 7 где-то лет) дети сами приходят к идеям вегетарианства, отказа от сладкого и всякой искусственной еды. Сами знают, что для них лучше, как Вы пишете - то есть не просят мороженое и колу на улице, в гостях вполне осознанно? Про старшую дочку читала уже, и про остальных интересно.
yana_zinigrad
Aug. 12th, 2010 11:04 pm (UTC)
Вот я, как раз, со старшей дочкой посоветовалась, что сказать на эту тему. Она говорит, что многие продукты просто не считаются у нас едой. Раньше это были свиное мясо, креветки, сгущёнка из нашего детства, т.е. всё некошерное. Потом к этому списку добавилось любое мясо и рыба. Дети это просто не воспринимают, как еду. У меня есть знакомые семьи, в которых едой не считается молочное и яйца. Детям не приходит в голову попросить это.

Со сладостями другая ситуация. В целом, все дети нуждаются в сладком (я о своих детях говорю). Но каждый - по-своему, и в разные периоды эта потребность разная. Скажем, в возрасте с 5 до 10 детям, действительно, трудно обойтись без сладостей, потом эта тяга постепенно утихает.
Мы почти не ходим в магазин, потому что он у нас на дому. Но, если кто-то из детей говорит, что ему нужно конфеты, или шоколад, или мороженое, то я стараюсь выполнить его просьбу по мере наших возможностей. Но при этом стараюсь купить что-то как можно более натуральное, с наименьшим количеством красителей, ароматизаторов, консервантов и т.д.

Да, кстати, кока-кола у нас никогда не считалась чем-то съедобным, и из всех детей только один иногда пил её у бабушки с дедушкой. Остальных её вкус и большое количество газа совсем не привлекали.
mashamorozova
Aug. 9th, 2010 11:34 am (UTC)
Очень приятно читать ваши посты! Заставляют задуматься... Я чаще сама решаю что и когда и кому делать...
yana_zinigrad
Aug. 12th, 2010 11:18 pm (UTC)
Спасибо. :) Это так, теория. На практике часто всё иначе выглядит. :)
inga_den
Aug. 11th, 2010 04:04 pm (UTC)
Прекрасно сказано! Тебе бы книги писать...
yana_zinigrad
Aug. 12th, 2010 11:05 pm (UTC)
:) Ага, на пенсии, когда совсем нечего будет делать. Если такое вообще когда-нибудь наступит.
(no subject) - inga_den - Aug. 13th, 2010 07:33 am (UTC) - Expand
anahita_
Aug. 26th, 2010 09:59 am (UTC)
Яна, здравствуйте! Очень понравился ваш журнал и подход ваш меня очень вдохновляет) у нас пока двое детишек, надеюсь, что будет больше)) Вот про компьютер у меня вопрос возник: у нас старший сын, ему 2 и 10 сейчас - от компьютера может не отлезать совсем. Ну, гуляем, понятно и пр. Но вот вообще долго может просидеть за мультиками на ютубе)) И что с ним делать? мне думалось, что это вредно, особенно маленькому, у нас просто вроде бы сил не было с ним спорить, вот и разрешали, иногда с криками выключали.. Сейчас он у бабушки, а приедет и начнется у нас "новая эра", братик родился и вообще надо как-то по-новому выстраивать отношения в семье.. Дак вот как с этим моментом быть? Разрешать и не заморачиваться?
anahita_
Aug. 26th, 2010 10:02 am (UTC)
Да, забыла представиться, меня зовут Наташа, я из Екатеринбурга:)
С огромным удовольствием вас зафренжу))
sunnyhedgehog
Feb. 2nd, 2014 09:13 pm (UTC)
а чем вы занимаетесь в субботу?
anna_elkind
Feb. 3rd, 2014 09:52 am (UTC)
Наташи Имас первый комментарий. Ох...
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com