Яна Зиниград (yana_zinigrad) wrote,
Яна Зиниград
yana_zinigrad

Categories:

Анскулинг


Анскулинг - это не вседозволенность и не отсутствие рамок.
Анскулинг - это отсутствие искусственных рамок. Таких, например, как школа (с её замкнутым пространством, строгой иерархией, гласными и негласными законами), навязанный извне режим дня, "взрослые" представления о том, как дети должны вести себя друг с другом и со старшими, а также множество других правил, изобретённых родителями в порыве воспитания достойной смены.

Мне кажется, что жизнь человека, сама по себе, предполагает существование достаточного количества рамок, законов и правил. Не буду называть их естественными: у каждого человека свои представления об естественности.

В нашей семье, например, ограничения и правила делятся, в основном, на два вида.

Первый и главный, охватывающий все стороны нашей жизни, основывается на вере в Создателя, на вере в то, что мир был создан по Его воле и существует по установленным Им законам. Другими словами, мысль о Боге постоянно присутствует в нашей повседневной жизни и движет нашими поступками и решениями.

Пример из жизни.
Мы не пользуемся компьютером в субботу. Один из наших детей проводил за компьютером много времени, мы даже завели ещё один компьютер, чтобы не приходилось ограничивать его "компьютерное время". С наступлением субботы и до её исхода компьютер, а также телефон, машина и т.д., как-бы перестают существовать для нас. Дети хорошо знают этот еврейский закон и переносят свою деятельность в разрешённые сферы.
Но для четырёхлетнего ребёнка отказаться от своего любимого и увлекательного занятия очень тяжело, а иногда и вовсе не под силу. Поэтому нередко, после внутренней борьбы и разговоров с нами, сын усаживался за компьютер и погружался в захватывающий виртуальный мир. Но мальчик рос, а вместе с ним росли и крепли его воля и понимание источника запрета. Было время, когда он подходил к компьютеру всего на несколько минут, после чего, приняв решение, возвращался к нам. Мы никогда не осуждали его за нарушение субботы, но всегда радовались его приходу и говорили, что совсем скоро у него будет достаточно сил, чтобы соблюдать этот закон, и тогда он сможет рассказывать о субботних заповедях младшему брату.
Проходили недели и месяцы, и, наконец, наступил момент, когда наш повзрослевший мальчик смог преодолеть свою тягу к компьютеру. И сделал он это, во многом благодаря тому, что понимал: источник запрета - это не родители, их прихоть и желание командовать. Это закон данный нам свыше, и его выполнение возложено на родителей в не меньшей степени, чем на детей.

Семейная иерархия. Я не выделяю этот фактор в отдельный пункт, потому что рассматриваю его как один из аспектов религиозного подхода к жизни. Всевышнему было угодно сделать нас родителями этих детей. Это не даёт нам никаких привилегий, напротив, возлагает на нас большую ответственность. Нам поручена забота о наших детях; с нашей помощью, посредством нашего мировосприятия и мироощущения, наши дети постигают этот мир. Но не надо забывать, что существующее распределение ролей не означает, что мы мудрее наших детей, ближе к Богу и имеем право "лепить" из детей то, что нам по вкусу. Перед Богом мы и наши дети равны. Отличие, повторюсь ещё раз, заключается в степени ответственности.
Раз уж я затронула тему отношений между детьми и родителями, упомяну о заповеди "Почитай отца своего и мать свою ...". Скажу, как я понимаю её. Мне кажется, эти слова относятся и к детям, и к родителям.
Дети должны почитать своих отца и мать и делать это даже в том случае, когда, по их мнению, их родители не достойны уважения. Это очень важный момент: заповедь об уважительном отношении к родителям не подлежит логическому осмыслению, т.к. она дана нам Всевышним, и Им же даны нам именно те родители, которых мы имеем.
Какое отношение имеет эта заповедь к нам, как к родителям? Я знаю, что многие мои коллеги воспринимают её, в основном как указание приучать или даже принуждать своих детей к уважению родителей. Мне не близка эта позиция. Я думаю, что наша задача как родителей прежде всего в том, чтобы быть достойными этого уважения. Это не значит, что мы должны соответствовать идеалу. Мы просто должны стараться быть честными перед собой и детьми, уважать детей и видеть в них людей, уважать и почитать своих родителей и этим подавать пример нашим детям, стремиться к соблюдению заповедей и уметь признавать свои ошибки и заблуждения.

Второй момент, устанавливающий рамки и запреты - это факт нашего человеческого общежития, начиная от масштабов семьи и заканчивая масштабом всего человечества. Совместная жизнь налагает определённые обязанности и ограничения на каждого из членов семьи, общины, на каждого гражданина страны и всего мира.

В семье, между братьями и сёстрами, между родителями и детьми нередко возникают конфликтные ситуации, сязанные с распределением места в доме, вещей, лакомств. 
Всем знакома эта картинка: папа работает, ему необходима тишина, а дети как-раз в этот момент ощущают прилив энергии и хотят пошуметь и побаловаться. Или другая картинка: старший ребёнок занялся какой-то вещью, а его младший брат тут же требует эту вещь себе.
В жизни семьи возникают сотни и тысячи ситуаций, разрешение которых требует терпимости к друг другу, понимания собеседника, умения идти на уступки, способности объяснить ближнему свои желания и точку зрения.
Жизнь в семье, с одной стороны, даёт нам огромный опыт установления отношений и улаживания разногласий между людьми, с другой стороны, полностью исключает возможность выхода из конфликтной ситуации путём разрыва отношений с оппонентом. Мирное решение споров между членами семьи - это первый и очень важный урок для будущей жизни ребёнка в обществе.


Tags: анскулинг, мысли вслух, хоумскулинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments