?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

* * *


Вчера поехали на шиву* к хорошей знакомой. Четыре дня назад внезапно умерла её младшая сестра. Это то, что я знала, собираясь в дорогу.
Всё оказалось намного сложнее и трагичнее, чем я могла себе представить.
Молодая замужняя религиозная женщина, мать четырёх детей от 13 до 2 лет, покончила с собой. Вся семья в глубоком шоке и в полнейшем непонимании случившегося. Семья сестры моей знакомой считалась очень благополучной во всех смыслах, да и вся их большая мишпуха очень хорошая и дружная. Прекрасные отношения между сёстрами, братьями, ещё нестарые родители - приятные интеллигентные люди.
Сейчас они сидят все вместе в доме покойной. Дом полон людей, пришедших скорбеть вместе с ними. Много детских голосов: двоюродные братья и сёстры, одноклассники, друзья. Среди них почти не слышны голоса детей, оставшихся сиротами. Младший, двухлетний - в садике. Ещё никто не решился сказать ему, что он больше не увидит маму.
Мы пробыли там около часа. Тяжёлое впечатление и отсутствие у меня каких бы то ни было слов поддержки. Я просто не представляю, что можно сказать в такой ситуации. Только слушала печальную историю, рассказанную уже не раз за эти дни.
Ехали обратно, потрясённые услышанным. Как одинок бывает человек в этом мире! Одинок даже в кругу семьи, одинок рядом с супругом, рядом с друзьями и коллегами по работе. Одинок, не понят и не узнан. Нет на свете науки сложнее, чем строить отношения между людьми, чем уметь понимать и чувствовать ближнего. В школе этому не учат...

Вечером Саша открыл лежащую возле моей подушки книгу и прочёл первый попавшийся на глаза абзац. Это была выдержка из письма Софьи Андреевны (жены Льва Николаевича Толстого), адресованном её сестре. Думаю, что никто, из знавших Соню, не поверил бы, что эти слова написаны молодой жизнерадостной энергичной женщиной, счастливой многодетной матерью и женой горячо любимого ею графа Толстого.
"На душе у меня, Таня, разлад ужасный. Столько передумала и перечувствовала за эту осень, и результат очень грустный. Писать ничего не могу: как рассказать самое задушевное в письме? Всё у нас в доме по-старому, всё на вид совсем благополучно, но с Лёвочкой холодно и далеко. В доме или ничего меня не интересует, или вызывает тоску, страдание, жалость, крайнюю нежность к детям и желание смерти."
.
Шива - первая неделя после похорон, период глубокого траура.

Comments

( 66 comments — Leave a comment )
pelageya
Sep. 17th, 2009 12:16 pm (UTC)
я тебя обнимаю виртуально.
yana_zinigrad
Sep. 17th, 2009 12:37 pm (UTC)
Спасибо, Пелагея. Но, вроде, мне ещё не так плохо...
(no subject) - pelageya - Sep. 17th, 2009 12:48 pm (UTC) - Expand
yozhik_
Sep. 17th, 2009 12:53 pm (UTC)
Это ужасно... Мне всегда казалось, что наличие детей уберегает от такого шага.
blagoveshenie
Sep. 17th, 2009 12:55 pm (UTC)
Как все сложно, действительно... И удивительно, как ваша книга, лежащая рядом, совпала с ситуацией.

Мои соболезнования.
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 17th, 2009 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blagoveshenie - Sep. 17th, 2009 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 17th, 2009 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rivka_shames - Sep. 17th, 2009 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - volume35 - Sep. 18th, 2009 10:17 pm (UTC) - Expand
pfeferkhuhen
Sep. 17th, 2009 12:55 pm (UTC)
"крайнюю нежность к детям и желание смерти" - почему эти чувства соседствуют?
yana_zinigrad
Sep. 17th, 2009 01:09 pm (UTC)
Да, я тоже об этом задумалась. Мне кажется, что чувство крайней нежности было вызвано чувством жалости к детям, которые пришли в такую трудную, полную страданий и разочарований, жизнь. Софья Андреевна временами была очень несчастна и понимала, что не в её силах дать детям счастье в жизни. Её душевные страдания, чувство одиночества и безысходности рождали мысли о смерти.
Вот такая цепочка у меня складывается. В общем, наверное, у каждого человека хотя бы раз в жизни подобные мысли приходят в голову...
(no subject) - pfeferkhuhen - Sep. 17th, 2009 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ermolaeva_o - Sep. 18th, 2009 02:25 pm (UTC) - Expand
mama_nata
Sep. 17th, 2009 01:04 pm (UTC)
Яна, какой ужас! Что же случилось в жизни этой женщины-мамы, что она решилась на такой шаг... Сил им всем, чтобы пережить это горе! А нам всем - обостренного чутья к близким.
yana_zinigrad
Sep. 17th, 2009 01:17 pm (UTC)
Да, да. Амен.
Я тоже не перестаю думать о ней. И в голову закрадываются разные предположения. Но мне кажется, что главное, что она не могла или не умела поделиться ни с кем своей болью и страхом о будущем.
(no subject) - mama_nata - Sep. 17th, 2009 01:31 pm (UTC) - Expand
arielenka
Sep. 17th, 2009 01:50 pm (UTC)
К сожалению, меня эта история не удивляет. Чувства безисходности, безнадёжности, безпомощности и отчания посещают многих из нас и самоубийство всегда кажется очень заманчивым. Удевляет факт что большинство людей почему-то решают продолжать жить.
shapira
Sep. 17th, 2009 02:12 pm (UTC)
мне как-то привели такой аргумент - а кто сказал, что там, после смерти, не будет то же самое, что здесь?
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 18th, 2009 04:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 17th, 2009 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rivka_shames - Sep. 17th, 2009 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - glinbrethil - Sep. 18th, 2009 08:24 am (UTC) - Expand
pelageya
Sep. 17th, 2009 02:00 pm (UTC)
Еще один момент на тему "интеллигентности". Мне кажется, что это такая вещь, когда человек старается держать свои эмоции и чувства припрятанными, убранными подальше. То есть, с моей точки зрения, это фактор риска - такие отношения в семье.
shapira
Sep. 17th, 2009 02:12 pm (UTC)
меня посещали мысли о смерти, и тогда как раз и становилось жалко детей - кто их будет тогда принимать и жалеть и любить? это очень понятное сочетание. И в таком состоянии обостряется вообще жалость, я бы сказала даже сентиментальность.

Но после того, как я реально оказалась близко к смерти, я по-другому отношусь к этому.
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 17th, 2009 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ollandia - Sep. 17th, 2009 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 18th, 2009 05:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - ollandia - Sep. 18th, 2009 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 18th, 2009 04:57 am (UTC) - Expand
neva_mi
Sep. 17th, 2009 04:21 pm (UTC)
Подскажите пожалуйста название книги.
И спасибо за ваши посты, они влияют на людей и помогают.
yana_zinigrad
Sep. 18th, 2009 05:05 am (UTC)
А, на здоровье. :) Мне самой такие обсуждения много дают.
Книжка называется "Очерки былого" Сергея Толстого, старшего сына Толстого. Последне время я подсела на их семью, на философские сочинения Толстого. Ужасно интересная вещь! Напишу как-нибудь об этом. Собираю воспоминания его детей, жены, близких, читаю переписку, дневники. Очень много пищи для размышлений, очень.
(no subject) - glinbrethil - Sep. 18th, 2009 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 18th, 2009 08:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - glinbrethil - Sep. 18th, 2009 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - glinbrethil - Sep. 18th, 2009 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 18th, 2009 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pelageya - Sep. 18th, 2009 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 18th, 2009 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neva_mi - Sep. 18th, 2009 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neva_mi - Sep. 18th, 2009 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neva_mi - Sep. 18th, 2009 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neva_mi - Sep. 18th, 2009 01:55 pm (UTC) - Expand
arielenka
Sep. 17th, 2009 04:33 pm (UTC)
По теории Билхи Шефер (из Алон Швута), у каждого из нас есть внутренняя точка, которая одновременно толкает нас вверх к достижениям и в тоже время отвечает за наши падения.
Падение которое происходит из за неё, воспринематься очень болезненно, вплоть до болезни, апатии ко всему происходящему и не желанию жить.
Болячки эти сугобо индивидуальные и постороннему человеку могут показаться незначительным пустяком.
Если наступают на эту мозоль человек чуствует себя абсолютным нулём и свято верит в то, что если его не станет то жизнь окружающих только улутьшится.
(По собственнуму опыту)


Вопрос такой: как мы можем воспитать наших детей , что мы можем им передать чтобы несмотря на любые трудности и неудачи в жизни с ними такое никогда не случилось ?
yana_zinigrad
Sep. 18th, 2009 05:08 am (UTC)
Что мы можем сделать для этого? Я думаю, самое важное - быть до конца честными с ними, обсуждать все душевные неполадки, даже те, которые могут показаться незначительными. Стараться установить такие близкие отношения, при которых не будет потребности ничего скрывать друг от друга. В общем, что-то в этом роде.
lubalex
Sep. 17th, 2009 05:00 pm (UTC)
Сил тем кто остался... особенно детям
sokol_inka
Sep. 17th, 2009 05:36 pm (UTC)
Я была однажды на похоронах совсем юной девочки, почти подростка. Ее родным очень хотелось слышать, что она покончила с собой из-за врожденной, непроявлявшейся явно душевной болезни, что это было неизбежно, что тут нет их вины... Я не поддерживала и не опровергала эту версию. Бормотала что-то вроде того, что человек сам выбирает свой путь и сам отвечает за свои поступки... Что не верю в окончательность смерти, и не считаю, что для нее все кончено... Но по большей части молчала - неправда усилила бы и без того страшную боль, а ложь - плохая помощница, когда человека мучает совесть...
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 18th, 2009 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - lotus82 - Sep. 18th, 2009 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sokol_inka - Sep. 18th, 2009 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lotus82 - Sep. 18th, 2009 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sokol_inka - Sep. 17th, 2009 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubalex - Sep. 17th, 2009 07:07 pm (UTC) - Expand
nenya_manenya
Sep. 17th, 2009 08:19 pm (UTC)
какой мрак.
не хочется строить никаких предположений, только у меня такие желания возникали в юности, когда мне казалось, что я живу, следуя укладу и воле общества, общины, наконец - семьи. что я это не я, а некая запрограммированная машина, что я не живу своей особенной жизнью. понимаешь, о чем я? то есть последние люди, кому можно рассказать о таких переживаниях - это близкие, ведь они будут глубоко ранены.
соболезную..

yana_zinigrad
Sep. 18th, 2009 04:50 am (UTC)
Да, ты права, с близкими такими переживаниями делиться сложно. Скорее всего, они воспримут это как упрёк в свой адрес.
anna_elkind
Sep. 17th, 2009 08:41 pm (UTC)
... баалей тшува?
yana_zinigrad
Sep. 18th, 2009 04:33 am (UTC)
Нет, самая обычная религиозная семья, не харедим, правда.
(no subject) - anna_elkind - Sep. 18th, 2009 04:53 am (UTC) - Expand
mamashamashi
Sep. 17th, 2009 09:44 pm (UTC)
Недавно младшая дочь (22г) маминой знакомой покончила с собой. Это был осознанный, продуманный шаг, не первая уже попытка. Я тогда тоже хотела написать об этом в сообщество, не было времени, но вот сейчас... не написать нельзя. Когда мы с мужем думали об этом, у нас была одинаковая мысль -- нечестно по отношению к родителям. Я пыталась поставить себя на место матери, какие же ужасные мысли меня бы посещали. Я представляла себе, что и мои дети могут когда-нибудь принять такое решение, хоть это представить себе невозможно, и думать об этом нет сил. Что всё вот это, что есть у нас с детьми сейчас, что будет в следующие годы, все наши силы, все наши чувства -- всё это окажется неважным, ненужным. Что мы хотим дать нашим детям? Счастья, прежде всего. А они оказываются настолько несчастными, что расстаются с жизнью -- как с этим жить?
И я подумала, что надо помнить, что мы даём детям потому, что не давать не можем, и ничего не требуем взамен. Чтобы не сойти с ума, если приключится такое горе...
yana_zinigrad
Sep. 18th, 2009 05:11 am (UTC)
Вот мои близкие тоже обиделись: как я могла так поступить. А мне тогда, да и сейчас, не понятно: моя жизнь она как бы мне не принадлежит? Она принадлежит людям, которые меня родили и вырастили?
(no subject) - rivka_shames - Sep. 18th, 2009 05:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Sep. 18th, 2009 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamashamashi - Sep. 18th, 2009 03:38 pm (UTC) - Expand
mama_musya
Sep. 18th, 2009 07:05 am (UTC)
Какая страшная история!
Суицидальные мысли,наверное, бывают у многих. Но от мыслей до попыток - длинный путь. Какой ужас наверное испытывала эта женщина, если ее не остановили собственные маленькие дети. Как же человек одинок в этом мире - особенно, если у него нет поддержки в вере.
binun
Sep. 18th, 2009 12:07 pm (UTC)
"крайнюю нежность к детям и желание смерти." - это совместимые вещи. Только в другой последовательности. Из-за желания смерти возникает нежность к детям. Нежность к детям, собственно, и спасает. Но не всегда :-((((((

С кем теперь останутся дети? Родные смогут взять опеку над ними? Хотя бы привычная большая семья останется рядом?
slavalla
Sep. 20th, 2009 07:28 pm (UTC)
не понимаю. какие могут быть причины, что бы такое сделать своим детям?во-первых, самоубийство это очень тяжкий грех.я думала на эту тему, так как у нас в соседнем поселении произошла очень похожая история. предположим у человека неизлечимая болезнь. но ведь всегда можно пробовать и бороться(это то что сделала моя мама , когда мне было 11. она очень тяжело болела и прожила еще 3 года, но за это время она меня очень сильно подготовила к жизни). предположим у нее роман на стороне и она беременеет (о ужас мамзером) даже в такой ситуации есть решения. ее детям нужна их мама-она. не понимаю. не дай бог нам оказаться в такой ситуации, но все равно не понимаю.
( 66 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com