?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Детские ссоры

Дети ссорятся, когда родители раздражены кем-то из детей или всеми сразу.

Наверное, это раздражение неизбежно возникает у матери с появлением второго ребёнка. Мать оказывается в ситуации, когда она не может удовлетворить потребности обоих детей. Новое положение пугает и расстраивает её. Новорожденный, по понятным причинам, ставится на первое место, и всё раздражение достаётся старшему. От него ожидается терпение, понимание ограниченных возможностей матери и безусловная любовь к младшему. Это первый шаг к возникновению ревности и неприятия у старшего ребёнка к младшему.

Маленький ребёнок быстро растёт, и вот он уже не тот беззащитный комочек, каким был раньше. От бездействия он очень быстро переходит к нападению. Он добирается до самых заветных вещей старшего брата или сестры, громит все постройки, созданные кропотливым трудом старшего, превращает в клочки его рисунки и приходит в невероятный восторг, когда ему удаётся вырвать клок волос с кудрявой головы брата.
Всё чаще мать начинает замечать, что не всегда и не во всём виноват её первенец, и обрушивает своё раздражение на голову младшего. Это второй шаг, который закрепляет враждебные отношения между детьми.

После этого всё становится "понятно". В любом конфликте всегда ищется виноватый. Им может быть старший, потому что "не уступил меленькому". А может быть младший, потому что "зачем мешал брату играть?". Очень часто вина за ссору возлагается на обоих, на скорую руку выбирается наказание, "чтобы было неповадно". И жизнь продолжается дальше.

Таким образом, мать, сама того не ведая, способствует установлению между детьми напряжённых, сопернических, враждебных отношений. Дальше события могут развиваться по разным сценариям в зависимости от характеров детей. Всегда есть кто-то, кто больше кричит и жалуется, и кто-то, кто прячет обиду внутрь. Один из детей всегда крепче и напористей другого. А другой платит тихой местью. Отношения между детьми сплетаются в тугой клубок со множеством крупных и мелких узелков. Мать мечется в поисках справедливости. А её нет. И нет конца ссорам и разборкам. А тут появляется третий (и четвёртый). И это отнюдь не способствует разрядке напряжения в доме. Мать всё чаще срывается и даёт волю рукам, и жизнь кажется ей одним сплошным скандалом.

Я пишу об этом, потому что пишу про себя. Это я была той матерью, которая сеяла раздор между детьми, а потом искренне удивлялась, почему они ссорятся. Я и сейчас часто оступаюсь и пытаюсь найти виноватого. И забываю, что виноватого нет, как нет вины. Есть только я и моё отношение к детям. Моё приятие или отторжение, моя расслабленность или напряжённость, моё спокойствие или раздражение. И всё. А дети... дети только отражают моё внутреннее состояние и разбивают в осколки мою иллюзию внешнего благополучия.

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
nastassiya
Jun. 19th, 2009 09:42 am (UTC)
Читала первый абзац, второй, думала, как хорошо и ясно Яна умеет сказать, рассказать, то, что на поверхности, но никто не может увидеть. А к последнему абзацу уже сижу в слезах вся. Господи... как же всё верно. Только б помнить, только б приятие, расслабленность, спокойствие, только б успевать любить в практическом смысле... как время бежит... спасибо тебе, Яна.
yana_zinigrad
Jun. 19th, 2009 09:49 am (UTC)
Настя, представляешь, я тут закрутилась с Сашиным отъездом и совершенно забыла организовать ему встречу с тобой на предмет покупки картины. А принципе, обратно он опять полетит через Москву, но в городе не будет. Скажи, теоретически, ты бы могла подъехать в аэропорт? И заодно подстраховать на случай, если ему не дадут вывозить картину. Я извиняюсь за забывчивость и за нальный вопрос. :)
(no subject) - nastassiya - Jun. 19th, 2009 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jun. 19th, 2009 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - nastassiya - Jun. 19th, 2009 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jun. 21st, 2009 03:13 pm (UTC) - Expand
ivjanka
Jun. 19th, 2009 09:46 am (UTC)
Спасибо, Яна!

А мне интересно, можно ли похожую картину нарисовать с точки зрения ребёнка, что-то типа "Я сегодня не с той ноги встал и родители как бешенные, точно родители только отражают моё видение мира!"

Но,с другой стороны, хранительница очага - ты, значит и атмосфера в семье в твоих руках в первую очередь.
yana_zinigrad
Jun. 19th, 2009 11:05 am (UTC)
Ты знаешь, я не верю, что ребёнок может встать не с той ноги. Это нам, взрослым, надо каждое утро благодарить Создателя, за то что он "вернул нам душу" (есть такое благословение в иудаизме), а ребёнок всегда радуется пробуждению, всегда рад жизни.
(no subject) - ivjanka - Jun. 19th, 2009 05:02 pm (UTC) - Expand
yulialeonov
Jun. 19th, 2009 09:52 am (UTC)
Спасибо Яна!
Этот пост для меня:)
yana_zinigrad
Jun. 19th, 2009 11:05 am (UTC)
:)))
yojik_squaw
Jun. 19th, 2009 09:55 am (UTC)
Спасибо, Яна!
Как ты узнаёшь, в чем именно я запуталась? Каждый раз ;)))
cygnuss
Jun. 19th, 2009 10:20 am (UTC)
+1 :)))
Яна, благодарю :)
(no subject) - yana_zinigrad - Jun. 19th, 2009 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jun. 19th, 2009 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - yojik_squaw - Jun. 19th, 2009 12:20 pm (UTC) - Expand
kathy_kostinsky
Jun. 19th, 2009 11:32 am (UTC)
Яна, спасибо большое!
Мне надо почаще об этом думать.
Кстати, благодаря тебе я начала читать "Радикальное прощение" и не перестаю изумляться, насколько же всё просто.
marik_
Jun. 19th, 2009 12:34 pm (UTC)
у меня стандартный вопрос: потырю?
yana_zinigrad
Jun. 19th, 2009 02:29 pm (UTC)
Стандартный ответ: да, конечно. :)
Только текст сырой очень, даже неловко его на твой красивый сайт вывешивать...
boa_pam
Jun. 19th, 2009 02:07 pm (UTC)
очень хорошая тема. И мне нравится ваше видение проблемы "ребенок всегда прав".
Хотела немного повыспрашивать про ваши конкретные действия.
Т.е. вы ссоры детей разруливаете успокоением себя? А плачущих и обиженных просто успокаиваете лаской? И что делаете, если ссора повторяется, всегда ли удается найти корень своей неправоты, в результате которой возникает детская ссора?
ex_primaver
Jun. 19th, 2009 02:11 pm (UTC)
нееет, Вы не "обычная" совсем... т.е. я понимаю Ваше восприятие самой себя, и все же мало я знаю таких людей...
yana_zinigrad
Jun. 19th, 2009 02:29 pm (UTC)
:)
yx
Jun. 19th, 2009 03:50 pm (UTC)
и разбивают в осколки мою иллюзию внешнего благополучия - почему внешнего, а не внутреннего?

моему бойцу сейчас полтора года, и я все время думаю о том, что мне хочется еще ребенка, и я не представляю себе, что это будет для Тимоши: вдруг возникает человек, который раз! - и забирает на себя все мамино внимание. как облегчить для него мою смену приоритетов? я еще не думаю о будущих детских ссорах, я думаю только об этой первой ревности, о смене статуса с "единственного" на "старшего": думаете, что правильный настрой мамы может облегчить человеку этот переход? и еще в связи с этим: мне кажется, что первому ребенку труднее найти свое новое место в семье, когда рождается второй, чем четвертому, когда рождается пятый: я права или это иллюзия?

Edited at 2009-06-19 04:00 pm (UTC)
taynaya_ya
Jun. 19th, 2009 04:16 pm (UTC)
спасибо большое за сказанное! Мне было важно услышать, что я не одна столкнулась с этим, что я не одна запуталась, что я не одна... Чаще бы напоминать себе, что дети ни в чем не виноваты.
alinasong
Jun. 19th, 2009 05:00 pm (UTC)
Как актуально!
Так-то оно так... Как же сохранить чистоту помыслов и движений своей души, чтобы не сеять этот пресловутый раздор?
У меня сейчас теория (пока лишь теория, хотя до практики уже не так далеко :)), что с рождением второго ребёнка (и последующих детей), задача матери - ничего не ждать от старших, а любить его в той же самой мере, что и раньше, уделяя ему столько же внимания, как и раньше, ставя его среди детей на "первое место", если можно так выразиться... И просто наслаждаться своим материнством, привлекая в этот процесс и старшего ребёнка. Чтобы удовольствие было обоюдным, совместным. Знаю примеры таких семей. Действительно, это реально, но требует большой осознанности и организованности от мамы.
vtulova
Jun. 19th, 2009 05:00 pm (UTC)
То есть у детей не бывает собственных разных состояний, "расслабленности или напряженности, спокойствия или раздражения", они - только осколки зеркала?
lantaris
Jun. 19th, 2009 06:52 pm (UTC)
Да...очень сильно вижу это в себе тоже...
binun
Jun. 20th, 2009 10:23 pm (UTC)
модераторам
может, вынесете этот пост в сообщество?
yana_zinigrad
Jun. 21st, 2009 03:16 pm (UTC)
Re: модераторам
Это каким таким модераторам? Я тут одна вроде... :)
Понимаешь, можно и в сообщество, но я совершенно не успеваю отвечать на комментарии у себя в журнале, а там и подавно не смогу. А обижать людей неответами очень не хочется.
Давай, ты пиши! :)
Re: модераторам - binun - Jun. 27th, 2009 01:27 pm (UTC) - Expand
binun
Jun. 20th, 2009 10:35 pm (UTC)
Да, это в самую точку!

Когда сегодня днём, раздражённая, прочитала этот пост, не успела даже написать комментарий - побежала разнимать вцепившихся мальчишек.

Всё происходит именно так, как ты и описала. Могу только иногда пытаться проанализировать, почему же так происходит. Я замечала, что моё раздражение происходит от неудовольствия собой и нелюбви к себе, и это переходит на детей.

Если я особо раздражена, угнетена, мои дети в этот день не ссорятся. Наоборот, не отходят от меня и ведут себя, как ангелы. А на следующий день их срывает...
yana_zinigrad
Jun. 21st, 2009 03:14 pm (UTC)
Подписываюсь под каждым словом.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com