?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у janataha в Субботники. Часть 5. На Хуторе вблиз Есодки - ферма Дубровиных.
Поселение Есод а-Маале было основано в 1883-ом около заболоченного озера Хула.
А в 1909 немного в стороне от поселка появилась частное хозяйство семьи Дубровиных. Известная просто как "ферма Дубровиных".
Андрей Кириллович Дубровин ( 12.10.1831 - 15.02.1935) был из семьи помещиков, то есть имел свою землю. Пускай немного, всего одну деревеньку - село Заплавное, что в 40 км южнее Царицына ( Сталинграда, Волгограда) Астраханской губернии.
Конечно очень хотелось бы написать, что он был из крестьян. Но до 1861 года в России не было крестьян и только помещики до отмены крепостного права имели землю!
Дубровин был православным, но при этом соблюдал субботу. Постепенно, под влиянием общения с евреями Царицына, сердце его все больше притягивала религия Танаха - религия, в которой нет больших и малых, которая не делает различий между помещиками и бедняками, все подчиняются одному закону всевышнего.


Андрей учился у равина Царицына и поменял свое имя на библейское - Йоав. Он женился на девушке из семьи субботников Гришиных и у них родилось три дочери. В 27 лет он овдовел и женился повторно, на младшей сестре своей покойной супруги, Евдотье-Рахель.
Царская власть и церковь неоднократно пыталась вернуть семью Дубровиных в лоно православия, не гнушаясь для этого ничем, в том числе погромами его родового поместья по субботам.
В один из таких налетов Йоав с работниками, одетыми в праздничные субботние одежды и держа в руках свиток Торы вышел навстречу погромщикам:
" Во главе шел Андрей Дубровин, держа своими сильными руками свиток Торы. Они пошли по центральной улице, а на встречу им скакали казаки. Всадники немного замедлили ход в ожидании приказа главаря, но продолжали двигаться к центральной площади деревни, на которой раздавались песнопения псалмов . Волнение нарастало... И неожиданно раздался громкий голос командира: На-зад!!! Немедленно отряд казаков развернулся и исчез. Как будто страх господний прогнал их."

В дальнейшем эта безудержная смелость, сокрушающая врагов, неоднократно проявлялась у всех членов семьи Дубровиных и в Бейт Гане, и в Есод а-Маале.
Но тогда, именно эти постоянные угрозы погромов, и повлияли на дальнейшую судьбу Дубровиных.
В Ковно Йоав Дубровин встретил равина Ицхака Спектора, с помощью которого он проходит полный гиюр по Галахе и который знакомит его с сионистской организацией "Ховевей Цион". Йоав загорается идеей помощи поселенцам в Эрец-Исраэль.
В 1903 году под видом паломников в страну приезжают старший сын Ицхак, его брат Реувен и племянник Даниэль Назаров и поселяются в Петах Тикве.
Остальная семья прибывает в 1906-ом : Йоав и Рахель, сын Яков с женой Сарой, дочери Дина, Ципора и Ехудит и сын Эфраим. С ними были и члены семьи Гароднянских. Они привезли с собой с/х орудия и свиток Торы ( который до сего дня находится в синагоге Есод а-Маале).
Йоаву было 72 года.
Из Яффо они поехали в Саджеру, где короткое время гостили в доме крестьянина Рогачевского, потом перехали в Бейт Ган и тут мечты Дубровина о "хлебе из Страны" (להוציא לחם מן הארץ ).
В Бейт Гане, или как называл Дубровин - в"Бейт Жаннка" , семья прожила около двух лет и там же похоронили четырех членов семьи, умерших из-за болезней .
В 1909 на личные деньги и с разрешения Клаврийского, управляющего всеми галилейскими селами, Дубровины покупают участок земли 650 дунам. И строят ферму. И переезжают туда.
И хотя ферма находилась в отдалении от поселка Есод а-Маале ( Дубровин называл поселок - Есодка), но никакой специальной охраны они не нанимали.
Просто во всей округе за ними так крепко закрепилась слава отважных и беспощадных защитников своей земли и своего имущества, что арабы сами боялись приближаться к ферме.
На ферме выращивали разные фрукты и овощи, а так же лошадей, кур и уток.
Результаты этого труда были потрясающие и неоднократно продукция Дубровиных побеждала на с/х выставках. Будь то самый тяжелый бык, или самые крупные зерна хумуса (нут).


Когда Йоав говорил благословения в синагоге, то говорил он их только по русски, объясняя: Всевышний понимает все языки. и если я уж благословляю, так хоть чтоб я сам могу понять что я говорю.
По субботам и по праздникам, после окончания молитвы, садилась вся семья Дубровиных за праздничный стол и пела песни Страны Израиля из книги "мелодии Сиона", выпущенной в Иерусалиме в 1897-ом и из книги "Скрипка Сиона", в переводе на русский.

Но болото с малярийными комарами, на краю которого находилась ферма, уже в первый год убило двоих: 22-летнего Якова и 37-летнего Авраама. Потом погибают двое внуков...
В конце концов семья вынужденна была перебраться в Рош Пину и Метулу, а на ферме остается только один Ицхак.
Последний из могикан, с которым даже малярия была бессильна.
После смерти Ицхака в 1975-ом, ферма по завещанию переходит в Еврейский Земельный Фонд ( ККЛ). Сейчас там музей и архив поселка Есод а-Маале и фермы Дубровиных.

Заключение.
Можно еще много писать о субботниках, принявших веру Израиля, вместе со всеми тяготами иудаизма и ставшими сто-процентными евреями. В чем-то может даже больше евреями, чем те, кто по рождению.
Их внуки и правнуки уже давно слились с народом Израиля и по по моему мнению, народ Израиля от этого очень обогатился.
Некоторое количество субботников до сих пор проживает на территории Украины и России и даже по некотрым данным их не мало - около четырех тысяч.
Но большая часть тех, кто не приехал во времена Османской империи и Британского мандата, смогли сделать это уже после возникновения государства Израиль, в 70-90-ых годах.
Например, директор колхоза Итав в иорданской долине - Ури, из семьи субботников воронежской деревни Ильинка, репатриировался в Израиль уже в 90-ых.


Начало статьи здесь

P.S.
Большая часть информации взята из книги "יואב רגב "סובוטניקים בגליל ( выпуск 2009г.)

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com