?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

.
Давайте посмотрим на наше отношение к арабам с другой стороны. Давайте возьмём ответственность за ситуацию на себя. Можно выбирать между ролями жертвы и насильника. Но есть другая роль - роль со-Творца, человека, берущего на себя ответственность за происходящее и меняющего реальность. Нам это дано.

Сегодня Мара напомнила мне об одном посте, который написался в августе прошлого года. Перечитала, очень актуально сейчас.

Оригинал взят у yana_zinigrad в О старших и младших братьях

Хочу поднять одну интересную тему, обдумать и развить одну аналогию. Эти мысли родились у меня в процессе постоянного обдумывания наших отношений с мусульманским миром и осмысления моих личных отношений с близкими людьми.

Я сомневалась, стоит ли выносить результаты моих размышлений на всеобщее обозрение (чтобы не получилось то же слово, но с буквой "с"). У меня в журнале есть разные посты и некоторые из них обижают людей, потому что задевают чувство вины и другие комплексы. Хотя то, чем я делюсь здесь, прежде всего, касается меня, моих ошибок и моих проблем.
То, о чём я буду говорить сейчас, тоже в первую очередь относится ко мне, к тому, что я должна изменить в себе, чтобы в моих отношениях с моими родными и в отношениях моего народа с нашими "братьями" воцарился мир и взаимопонимание.

Но, несмотря на вышесказанное, я понимаю, что этот пост заденет всех и не будет практически ни одного человека, который не воспримет мои слова как обвинение в свой адрес.
Но всё же, дорогие люди, я прошу вас, хотя бы на минутку не поддавайтесь эмоциям, приглушите свои обиды и попробуйте услышать, ЧТО я говорю. Увидеть это в чистом виде, а не через призму недолюбленности и ревности.

Возьмём двух братьев: старшего и младшего. Из нормальной среднестатической семьи. Родители их любят, заботятся, стараются относится к сыновьям одинаково.
Вопрос: бывает так, что братья растут в атмосфере безусловной братской любви и понимания, совершенно не ссорясь, не обижаясь друг на друга, не предъявляя друг к другу претензий, не борясь за первенство и за бОльшую родительскую любовь?
Наверное, теоретически это возможно. Но на практике отношения между братьями развиваются по одной и той же схеме.

Старший - умный, самодостаточный, к младшему относится в лучшем случае снисходительно, терпит его, в худшем - раздражается и подсознательно мечтает о его исчезновении, возвращении утраченного покоя и безраздельной родительской любви. Он помнит жизнь до рождения своего соперника и вопросы: "хочешь маленького братика?", "а ты будешь любить его?" Теперь у старшего есть сомнения, не ошибался ли он, отвечая "да". Приход младшего брата в семью воспринимается как выбор, а не как однозначный факт.
Младший - подвижный, шумный, всё время "преследует" старшего, повторяет за ним, суёт во всё нос, если нос прищемляют, сразу лезет в драку. Подсознательно мечтает походить на брата и добиться его признания. Старший брат для него такая же непреложная реальность, как родители. Он всегда был, есть и будет.

Отношения сыновей с родителями тоже складываются по типичной схеме.
Старший ближе к родителям, он первопроходец во всём, именно он сделал их мамой и папой. Старшего сына больше уважают и признают равным, но по этой же причине к нему предъявляется больше требований. Отношение к нему строже, наказания жёстче. По твёрдому убеждению родителей старший всё время что-то должен младшему: няньчить, уступать, терпеть его выходки, таскать с собой и вообще быть "заместителем" родителей.
К младшему родители проявляют больше снисхождения, спрос с него в разы меньше. Ему можно то, что старшему не позволялось. Ответственности на младшего сына возлагается намного меньше (или не возлагается вообще). Его подражание старшему вызывает восторг: "смотри, он скоро старшего брата догонит и перегонит!" Никому из взрослых не приходит в голову, что младший ребёнок тоже участвует в построении отношений между братьями: "что ты хочешь от него, он же ещё маленький"! (и так всю жизнь).

Братья вырастают, становятся взрослыми. А отношения остаются теми же. Только слегка прикрываются правилами приличия и дипломатии.

Что думает старший? Пусть делает, что хочет, только меня не трогает. Что с него возьмёшь. Всё лучшее от родителей досталось мне, а ему - что осталось. Он всё время заедается, давит на больные мозоли, обезьяничает, требует внимания. Лучше держать его на расстоянии, чтобы сохранять равновесие. Но советы я могу давать. Когда сочту нужным. Я буду говорить, а он - слушать.
Родители меня уважают и советуются со мной относительно младшего сына. Конечно, я мог бы заняться его воспитанием, но у меня в жизни есть дела поважнее.

Мысли младшего. Я его очень люблю, а он всё время отталкивает меня. Унижает, не считается с моим мнением. Он может обходиться без меня, а мне без него плохо. Да, иногда я бываю неправ, но он сам виноват, что у нас такие отношения - он же старший. Я на всё готов, ради него, а ему наплевать на меня. Он считает себя самым мудрым, но я докажу ему, что я чего-то стОю. Когда я пытаюсь отстаивать свои взгляды, он только снисходительно смотрит на меня и улыбается.
Родители относятся к нему как к равному, а ко мне - как к ребёнку. Ну, почему, почему такая несправедливость?! И любят они, наверное, больше его, хотя я так стараюсь добиться их любви!

Это было вступление.
Теперь посмотрим на эту же ситуацию в масштабе народов, вернее, религий.
Есть старший брат. Есть младшие. Между ними постоянные трения. При этом с небратьями трений нет. Потому что нет общих детских переживаний, нет ревности к родителям, нет братского соперничества.
С одним из младших братьев родство духовное, общий духовный Отец. С другим, кроме духовного, ещё и физическое: и духовный, и земной отцы у них одни и те же.
И отношения между старшим и младшими братьями развиваются по той же схеме, что в семье. Даже удивительно, насколько это похоже.

Старший: Ой, делайте, шо хотите, только меня оставьте в покое! Мне от вас ничего не надо, будьте хорошими мальчиками и ладно. Вам всё равно не постичь мудрости, полученной мной от Отца. Займитесь чем-нибудь по-проще. Но если понадобится помощь - обращайтесь, посоветую что-нибудь дельное. Равными мне вам всё равно не стать, даже не пытайтесь. Быть равными мне значит быть такими как я.
Младший:  Ну, ты - нахал, думаешь, что самый умный! Давай поспорим, что я прав. А, не хочешь, тогда я тебе в лоб дам! Что ты отворачиваешься и опять вставляешь нос в свою книгу? Высокомерие - вот твой главный грех! И вообще, это моя книга тоже, отдай её сейчас же! Папа не только тебе её дарил, жадина! Ну и что, что страницы выпали, что хочу, то и делаю с моей книгой. Вот сейчас ею по башке тебе тресну!
Младший: Подвинься, я тоже хочу здесь сидеть, это не только твоя комната, папа мне тоже тут кровать поставил. Давай в футбол поиграем? Ну, тогда в стрелялки на компе? Мне папа новую игру подарил. Не хочешь со мной играть? Ну, и не надо, без тебя обойдусь! Убери свои длинные ноги, я тут ворота поставлю. Не уберёшь? Тогда я тебе врежу! А! Ты чего дерёшься?! Папаааааа! Он меня бьёт, а я только в футбол хотел поиграть!

При этом братья в глубине души любят друг друга, жалеют о плохих отношениях и хотели бы помочь друг другу.
Но как изменить ситуацию не знают, потому что сильнее всего в них говорит голос обиды и ревности. Отношения ухудшаются то с одним младшим братом, то с другим.
Каждый видит своё, каждый говорит на своём языке.
Старший считает себя настоящим наследником Отца, хранителем Его мудрости. Он самодостаточен, к младшему относится как к низшему, снисходительно, но на обиды реагирует болезненно. Старается держать дистанцию и оберегает свою духовную территорию.
Младшего задевает равнодушие старшего, он желает равенства и признания, любыми способами готов доказывать свою состоятельность, свою значимость. Постоянно пытается вовлечь старшего в свои игры, заманить на свою территорию. Отказ воспринимает как унижение, реагирует бурно, стараясь причинить боль. Недостаток духовности стремится компенсировать физической силой.

Есть ли выход в этой ситуации?
Верю, что есть. И, думаю, что первый шаг должен сделать старший.

- Вспомнить, прочувствовать своё родство, общий Источник, преведший нас на Землю.
- Перестать считать себя жертвой.
- Научиться по-настоящему уважать себя, уважать в себе то, что дано Отцом.
- Взять ответственность за ситуацию на себя. Не вину, а ответственность - это важно. Ощущение вины разрушает и ведёт к обвинению других. Чувство ответственности даёт силы и возможности изменить ситуацию.
- Постараться понять младшего, мысленно встать на его место, прочувствовать его переживания и
комплексы.
- Отделить поведение младшего брата от его внутреннего содержания.
- Увидеть в характере младшего положительные стороны и озвучить их.
- Научиться относиться к нему, как к равному. Равный не значит похожий на тебя. Чувство равенства к другому - это, прежде всего, почитание Первоисточника и принятие всего, что создано им.
- И помнить, что ты - старший, ты ближе к Отцу, и на тебе лежит ответственность за тех, кто пришёл за тобой.

P.S. Я намеренно взяла крайнюю ситуацию (хотя бывает и хуже) в отношениях братьев, чтобы более ярко показать последствия их неприятия и ревности.

Старшинство бывает возрастное, а бывает установленное родителями. Т.е. родитель, по разным причинам, может решить, что его духовным и физическим наследником является не первенец, а младший сын. Так было с сыновьями Авраама: Ишмаэлем и Ицхаком.
Из личного опыта: мне довелось наблюдать похожую ситуацию в семье бывших хозяев нашего дома. Там отец проявлял больше доверия и чувствовал большую близость со вторым сыном и в завещании назначил его апотропусом с правом принимать решение о наследстве и проч. Какие разборки были в той семье между детьми! Старший и второй вообще были врагами и не имели друг с другом дела, встречались только в суде.
Так вот, на мой взгляд, ответственность на себя должен взять второй сын в силу большей духовной близости к отцу, к его наследию.

На всём сказанном я ни в коем случае не настаиваю и спорить не буду. Просто хотелось сформулировать свои размышления и поделиться ими перед тем как начать претворять их в жизнь. :)

.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
lenchu
Oct. 18th, 2015 09:46 am (UTC)
Яна, то, о чем ты пишешь, не дает покоя очень большому количеству людей здесь. В хорошем смысле :) Очень многие хотят менять ситуацию и начать "жить дружно". Но есть разные пути сблизиться и придти к пониманию и согласию. Один из них - спуститься чуть-чуть вниз, прикинувшись "равным" младшему - не таким уж умным, образованным, взрослым. Перестать требовать от "младшего" взрослеть и становиться ответственнее. Другой путь - тащить "младшего" вверх, до уровня своего понимания, развития, отмахиваясь от обвинений в высокомерии. В обоих случаях нет разговора на равных. И у старшего, и у младшего есть свои выгоды в том, чтобы оставаться там, где они есть.
В чем ты видишь для себя то самое "претворение в жизнь" идеи о взятии на себя ответственности и так уже "ответственного" брата?
Конкретно, какие способы релевантны для тебя? Работают ли они в жизни, сегодня ?

Edited at 2015-10-18 09:46 am (UTC)
asyaiasya
Oct. 18th, 2015 10:57 am (UTC)
Может быть братьям пора вырасти?;)))
lenchu
Oct. 18th, 2015 04:27 pm (UTC)
Прекрасная идея! Только каждый должен сделать это самостоятельно. Независимо друг от друга. А тут с этим проблема...
asyaiasya
Oct. 18th, 2015 10:55 am (UTC)
Очень походе:) замечательная аналогия.
Некоторые разрозненые мысли по поводу...
1.Такой"метод" воспитания как естественные и логические последствия прекрасно бы работал с "младшим" братом по разуму.
2.Своим попустительским поведением на данный момент мы поощбряем убийство евреев. Речь идет уже о взрослых людях со свободой выбора. По закону Торы : терористу- смерть.
3.Когда мы говорим об арабах и террористах знак равенства ставить нельзя, но понимать что каждый из них сейчас может быть опасен необходимо.
-----------
Проблема "братьев" в Торе проходит длинной линией ... Давай вспомним о первых из них.
Эвель- это " испарина", то что исчезает легко не оставляя следа. Это имя указывает на то что он был полностью прозрачен воле Творца. Потрясающее качество битуль! За что же В-ний удалил его из мира даже не дав оставить потомство! Отрезал его от народа!
Написано, что Каин ВСТАЛ на Эвеля и убил. Если встал- значит сначала он лежал.
Рассказывает мидраш, что Эвель был сильным и при нападении сначала повалил Каина, но затем подумал, что папа расстроится, что они не дружны ! И отошел... За что же Б-г не дал Эвелю( такому чистейшему !)жить и оставить после себя след в мироздании??
ЗА ТО, ЧТО ЭВЕЛЬ ДАЛ СЕБЯ УБИТЬ!
Never more! Никогда больше!
Вот какое решение на физическом уровне вижу я.
А то, что во время войны прежде всего нужно укреплять свою веру в Творца, в понимание того, что он любит нас и что всё от него- это главное. То, что нужно работать над миром внутри себя, в своей семье и среди евреев - это главное. Понимать, что не будет шалом с народами мира, пока нет мира среди евреев- это главное.
inga_den
Oct. 18th, 2015 12:53 pm (UTC)
Красивая аналогия :).
Почему-то не помню в прошлом году такого поста...
yana_zinigrad
Oct. 20th, 2015 09:01 am (UTC)
Спасибо :)

В прошлом году ты ответила на этот пост:

"Я не очень согласна с этой аналогией, хотя на 1-й взгляд она смотрится красиво. На мой взгляд, лучше всего удался образ старшего брата и "что ему надо делать". Почему мне не нравится аналогия? Потому что в семье братья действительно воспринимают старшего брата как старшего! А народы, ну совсем не воспринимают ЭТОТ народ как старшего брата, уж поверь мне.. отсюда нестыковка.
Ну и на семейном уровне - ты же понимаешь, что в разных семьях это по-разному. Сразу вспомнилось, как мой старший смущенно признался, что меня (маму) он, конечно, любит, но все-таки младшего брата любит больше - потому что реально готов "пасть порвать" любому, кто его обидит. Большая разница в возрасте - 11,5 лет. Но тем не менее - явно вне модели."

"А мне кажется, "старшинство" тут совершенно ни при чем. Зато налицо ксенофобия.
В общем, я согласна с тем, что написала Настя.
И с твоим мнением, что можно разобраться и как-то повлиять. Мне только аналогия с братьями не очень нравится :)."
inga_den
Oct. 20th, 2015 09:21 am (UTC)
Склероз, значит ))).
Похоже, за год мое ощущение ситуации приблизилось к твоему.
yulialeonov
Oct. 18th, 2015 04:39 pm (UTC)
Я вот тоже постоянно думаю как мирно можно было бы разрулить этот конфликт.
Само собой разумеется, что ненависть не порождает ничего хорошего...
А СМИ и вообще все вокруг призывают к этой ненависти.

Твои сравнения очень отзываются у меня, но какие есть идеи, что б все же дети смогли прожить и простить друг друга?
li_nconnue
Oct. 19th, 2015 05:30 am (UTC)
Насчет религии я ничего сказать не могу,но вот иерархия в семье и деление на младших и старших мне кажется вредной. Вообще иерархические отношения - это основа для насилия и подавления. В моей семье все обладают одинаковыми правами, вне зависимости от возраста. Поэтому я согласна с выводом в посте, надо учиться общаться на равных, без иерархии, осознавать, что другие люди обладают такими же правами, как и мы.
yx
Oct. 19th, 2015 08:04 am (UTC)
А сколько у вас человек в семье, и какого они возраста?
li_nconnue
Oct. 19th, 2015 07:50 pm (UTC)
Пятеро человек, двое взрослых и трое детей-подростков, 11,13 и 15 лет.
yx
Oct. 20th, 2015 04:36 am (UTC)
круто. а 10 лет назад тоже обходились без иерархии?
li_nconnue
Oct. 20th, 2015 07:04 pm (UTC)
Конечно, а зачем она нужна?
sanahta
Oct. 19th, 2015 09:06 pm (UTC)
Яна, а в Торе или у мудрецов не говорится о том, что перед приходом Машиаха фактически неизбежна война? У меня было ощущение, что это явление из разряда таких, которые как бы предначертаны и их сложно избежать, хотя очень-очень бы хотелось. Но у меня знаний мало, может это неправильно и такого представления нет вообще? Или это из темы свободы воли? что все-таки нужно стараться каждому и тогда кто знает?
gros_venor
Oct. 22nd, 2015 09:17 am (UTC)
о происходящем
Тема несомненно болезненная, согласна далеко не со всеми постулатами -:(
1. Равенства между братьями быть не может, папа один - но мамы разные, задачи разные и это тоже много меняет... если проанализировать ситуацию с точки зрения книги Зоар и Рашби (зтцл)..Эсав и Ишмаель - вовсе не братья Ицхаку, они - ситра ахра, противовес святости, и исправить можно, т.к тьма есть скрытый свет -но только в одном и единственном случае - всему народу Израиля сделать тшуву!! Делать свою работу в мире (гой кадош)!!. Тогда мы превратим тьму в свет. Это и есть та самая наша ответственность перед Богом и всеми народами мира (тогда проблема взаимоотношений сама по себе исчезнет) за ненадобностью кнута - мы должны признать тот факт, что мы опустились до 49 ступени нечистоты и назад дороги нет, теперь только наверх - " и вернусь к первому мужу своему ибо было мне с ним хорошо". Кто это осознает тот сделает тшуву и примет Машиаха, и тогда с братьями тоже все будет ок. Все встанет на свои места где каждый займет свое место. Что касается кровопролития между плиштим и евреями - недавно разобралась для себя с этим вопросом. Вот здесь обьяснение на иврите:
הפלישתים הם בקליפה שכנגד הדעת שבקדושה, ולכן ישראל לא יכלו להם עד שתוקנה הדעת בימי יאשיהו. וערב רב שהם כנגד הדעת הפגומה גורמים לכל השנאה שלהם כלפי ישראל. ולפני שהגיעו הערב רב לארץ ישראל, לא היתה שנאה מיוחדת בין ישראל להם. והם מכרו אדמות לכל יהודי כמה שרצה. השנאה התחילה כאשר הציונים שהם הערב רב, ביקשו בעלות על ארץ ישראל ופתחו במשפט הכותל שגרם למאורעות תרפ"ט והטבח בחברון וכו'. ומאז ועד היום כל המלחמות איתם בגלל שערב רב השתלטו על הארץ לפני ביאת המשיח. וכדי לעכב את שיבת ישראל לארצו.
А также другой важный момент который надо осознать: все кровопролитие сегодня - есть результат гнева всевышнего на Израиль за то, что подымаются на Хар ха Байт и оскверняют место Храма, Рашби писал что для того чтобы очистить весь Израиль от всех грехов, достаточно только одного козла отпущения в Йом Кипур, но за осквернение Храмовой горы, десятки козлов отпущения каждый месяц...т.к это самый тяжкий грех из всех грехов. НЕЛьЗЯ евреям туда подниматся!! Рабби Ельяшив затцл говорил, кто туда поднимается - это сразу Карет!! Взять на себя ответственность - согласна - сделать тшуву ВСЕМ!!! (Крик вопиющего в пустыне -:()
goodgirl1001
Oct. 23rd, 2015 07:10 pm (UTC)
Спасибо, Яна.
Мне просто приятно в потоке подстрекательств, провокаций, ненависти, нытья, претензий и обид увидеть этот пост.
(хотя я не со всем согласна :), но это абсолютно не важно в контексте моего коммента ).
goodgirl1001
Oct. 23rd, 2015 07:12 pm (UTC)
Можно поделиться ссылкой?
yana_zinigrad
Oct. 24th, 2015 05:06 pm (UTC)
И Вам спасибо :)
Конечно, можно!
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com