?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

.
Переживаю ли я, что мой семилетний сын не носит кипу?

Нет, я этим не озабочена.
Он ещё маленький ребёнок. Он спит рядом со мной и обнимает меня во сне. Ему тяжело расставаться со мной даже на час. Он ещё не созрел для того, чтобы решить, что он всё время будет покрывать голову.

Недавно стригла мои три любимые кудрявые головы. Все три сына попросили оставить пейсы.
Хорошо, значит пейсы будут, а кипа пока полежит в ящике.
Попросит постричь виски до той же длины, как остальные волосы - постригу. Это его голова и его выбор.
И кипа, и цицит, и молитвы, и выполнение всех заповедей.

Какая ценность ношения кипы по принуждению? При таком подходе вероятность, что снимет её в 18 лет, очень велика.
Что значат эти 12-15 лет поднадзорного хождения в кипе по сравнению со всей его взрослой жизнью, когда решения он будет принимать сам?

Выполнение заповеди без понимания, под нажимом извне только повышает вероятность отхождения от неё при отсутствии контроля.

Дора как-то сказала, что каждый человек, каждый ребёнок должен возвращаться к религии, должен принимать на себя выполнение заповедей.
Этого не могут сделать за него родители, даже если они уже прошли этот путь, даже если они сами родились в религиозной семье.
Выбор человек должен совершить сам. Он должен сам принять решение.
Иногда это происходит в 7 лет, иногда в 12, иногда в 40 или 70.
Иногда не происходит вообще. Да, и такое возможно.

Тогда какая же наша роль, как родителей?
Быть рядом с ребёнком. Верить в него. Поддерживать в минуты слабости и радоваться каждой маленькой победе.
Радоваться ЗА НЕГО: человек взрослеет, а НЕ ЗА СЕБЯ: вот, теперь не стыдно будет перед соседями.
Принимать отступления, спокойно относиться к промахам. Не оценивать.
И всегда помнить: это его жизнь. И в 7, и в 12, и в 18.

И понимать: то, что по-настоящему важно нам, важно и ему. Глубокая, внутренняя, не наносная вера передаётся по наследству :)
.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
saardita
Nov. 18th, 2014 07:32 am (UTC)
очень я с тобой я этом согласна, хотя очень это идет в разрез с традиционным еврейским подходом.
но да, и даже в обратную сторону это работает, когда дети начинают соблюдать строже тебя, понимаешь, что на самом деле тебе важно и что ты име передаешь, так или иначе.
только вот со знаниями непонятно, что делать. Не с конкретными действиями или запретами, а именно со знаниями и еврейской учебой. "Лимудей кодеш", условно говоря. Это же не степень в университете, а именно понимание и знание чего-то и в 3, и в 5, и в 13, и в 40. Не текст биркат-а-мазон, а парашат-а-шавуа, например?
yana_zinigrad
Nov. 18th, 2014 07:54 am (UTC)
Привет :)
Знания да, это важно, конечно. Но можно ведь родителям и детям вместе учиться.
saardita
Nov. 18th, 2014 09:44 am (UTC)
Привет.
Да, но тогда дети как раз зависят от нашего умения и желания учиться. Иногда слишком зависят, понимаешь? Не от своих знаний и склонностей, а от нас.
И если передача "взгляда на мир" и, в большой мере, религиозного взгляда, от родителей к детям мне видится естественной и правильной (в хорошем смысле), то насчет учебы я сильно не уверена.
2mamka
Nov. 18th, 2014 07:38 am (UTC)
Просто прекрасная позиция на самом деле. Обычно, когда люди верующие, детям родительская религия иногда очень агрессивно навязывается (не всегда, конечно). И потом случается удивление - а почему ребенок вырос и убежал от религии, сверкая пятками?..
yana_zinigrad
Nov. 18th, 2014 07:52 am (UTC)
Ну, да. Я об этом. В религии, как и во всём остальном, на привязи ведь не удержишь. Вырастет - уйдёт, если всё это внешнее было. Или, ещё хуже, останется и будет, как попугай за "авторитетами" повторять, без смысла, без содержания.
vedlife
Nov. 18th, 2014 07:56 am (UTC)
Яна, спасибо, это очень важная тема. А как ты считаешь, есть ли вопросы, в которых воля ребенка менее значима, чем родительская? Например, вопросы безопасности жизни (гулять ночью одному в опасном районе) или здоровья (чем питаться, употреблять ли какие-то хим. продукты, алкоголь, табак и т.п.)? Или другие вопросы зависимости, которую взрослый может отследить по опыту, а ребенок не может отследить (например, зависимость от мультфильмов)?
Я понимаю, что увожу в сторону от темы, все-таки вопрос религии и убеждений это нечто иное.. Но очень интересно, как другие вопросы свободы воли детей у вас в семье решаются.
alibega
Nov. 18th, 2014 08:00 am (UTC)
Яна, от всей души благодарю тебя за этот пост. В голове сложились пазлики... Ибо душой - верю в ребенка, но часто шаблоны (а я так себя в детстве не вела, а что скажет бабушка, а если так и вырастет и не будет расчесываться итд) берут верх. Спасибо тебе, что делишься своими наблюдениями.
blot_2009
Nov. 18th, 2014 08:27 am (UTC)
спасибо.
вы как глоток свежего воздуха ) воздуха принятия и свободы.
sokol_inka
Nov. 18th, 2014 10:19 am (UTC)
Ту же самую мысль читала у Александра Меня: независимо от того, родился ли человек в религиозной семье или нет, он все равно должен пережить этап обращения, личного выбора, возвращения к ответу. Интересно, что священник другой религии полностью согласен в этом с Дорой. Хотя он никогда и не соглашался отречься от иудаизма - просто считал, что глобальные противоречия между ним и христианством - такая же ошибка, как и попытки навязывать своим детям религиозные правила.
inga_den
Nov. 18th, 2014 11:56 am (UTC)
Яна, мне очень-очень импонирует такой подход! К сожалению, неоднократно наблюдала, как из религиозного принуждения в подростковом возрасте вырастало активное неприятие религии (даже когда родители искренне верующие и думающие). Действительно, каждый должен прийти к религии сам, сделать СВОЙ выбор...
become_a_woman
Nov. 18th, 2014 06:41 pm (UTC)
Я совсем не еврейка и кипа, пейсы, цицит для меня ни чего не могут значить. Но я могу себе представить что они означают для тебя.
По этому так трогателен этот пост. И так уместна мне тема контроля и доверия.
yx
Nov. 18th, 2014 06:50 pm (UTC)
Я не понимаю про соблюдение заповедей. В хритианстве есть понятие ада, и поэтому забота о том, чтобы ребенок соблюдал заповеди, сродни заботы о его зубах - и зубы и душу надо беречь с раннего детства. А что означает отказ от соблюдения заповедей в иудаизме? И с какого возраста человек должен их соблюдать? (я думала, только с совершеннолетия)

В обычной жизни за нарушение ребенком социальных рамок несут ответственность родители: платят за разбитые стекла, извиняются перед соседями за внеурочный шум, отмывают стены от кетчупа. А насколько родители отвечают за соблюдение своими детьми заповедей?

Edited at 2014-11-18 07:03 pm (UTC)
dobroveda
Nov. 18th, 2014 09:38 pm (UTC)
в библии написано что каждый сам даст ответ за свои дела и поступки
yx
Nov. 19th, 2014 12:40 pm (UTC)
и в этом контексте мне не понятно: если я не хочу носить кипу, и мама меня не заставила - я как-то отвечу за то, что я ходил без кипы? а если мама меня заставляла, то, соответственно, мне и отвечать не за что?
dobroveda
Nov. 19th, 2014 01:25 pm (UTC)
я верю что Бог смотрит не на поступки, а на мотивы
если вы носите кипу чтобы угодить Богу - всё ок, если из каких-то других соображений (например, вам за это платят? - причем тут Бог?
yx
Nov. 19th, 2014 07:16 pm (UTC)
в том-то и дело, что я не понимаю при чем тут Бог к кипе, поэтому и спрашиваю. Вот связь между образованием,школой, учебой,детством, зрелостью, семьей я понимаю,и не спрашиваю Яну, почему считается, что дели должны ходить в школу. А почему считаеся, что дети должны носить кипу я не понимаю..
kathleen_ka
Nov. 19th, 2014 08:57 pm (UTC)
но вот есть же еще ответственность родителей перед Богом за воспитание детей? в чем она для вас?
poppy_bolger
Nov. 21st, 2014 07:26 pm (UTC)
Яна, вы - необыкновенно мудрая и разумная! Благодарю Вас...
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com