?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

.
Оригинал взят у sasha_zinigrad в К 1 сентября - Забота о завтрашнем дне





"Первое воспоминание, которое возникает у  меня  в  памяти,  -  отчетливая картина: я иду с мамой по улицам Динара на  базар.  Мальчишка  с  тяжеленной корзиной пирожков на полном ходу пулей врезается в меня,  расцарапывает  мне руку и чуть не опрокидывает на землю.  Больно.  Я  заливаюсь  слезами.  Мне, наверное, лет семь.

Мама, превыше всего ставящая стоицизм поведения  в  общественных  местах, тихо увещевает.

- Подумай, - шепчет она, - о наших храбрых солдатах в Южной Африке.

В ответ я реву еще громче.

- Не хочу быть храбрым солдатом, я хочу быть трусихой."

Агата Кристи. Автобиография







Нас часто спрашивают, почему наши дети не ходят в детский сад и в школу и как мы пришли к такому решению.

Так случилось, что на протяжении десяти лет борьбы за легализацию хоумскулинга в Израиле нам пришлось общаться с большим количеством специалистов, педагогов и психологов. Мы прочли немало книг на эту тему и видели уйму статистических данных, подтверждающих, что люди, выросшие дома опережают своих "школьных" сверстников как в учебе, так и в том, что касается общественных навыков. Мы встречались с сотнями "домашних" семей, с домашними детьми разных возрастов...

Но не это повлияло на наше собственное решение. 

Читатель может счесть это несерьезным и безответственным, но мы руководствовались исключительно собственной интуицией. В какой-то момент мы поняли, что стоит на мгновение поймать взгляд ребенка, и вы прочтете в его глазах то, чего не скажет вам ни одна книга и ни один специалист.

Загляните в глаза ребенка, которого мама оставляет утром в детском саду или в первом классе…

Принято считать, что детский сад и школа необходимы прежде всего для социализации. С моей точки зрения, это одно из самых серьезных заблуждений.

Социализация – это процесс, который длится всю человеческую жизнь. Появление на свет, встреча с матерью и отцом, игра с братом – все это этапы социализации. Для успешной социализации не нужно создавать искусственные структуры и рамки. Естественная среда социализации для ребенка – это семья. Ведь социализация - это не просто сумма приобретенных умений и навыков. Каждый этап социализации  - это этап развития человека, этап его роста. Всему свое время…

Мне вспоминается история, услышанная от одной из "домашних" семей. Соседка, узнав, что их трехлетний сын не ходит в садик, с ужасом спросила: "Как же он пойдет в армию?"…

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос самостоятельным человеком, чтобы он, что называется, "добился успеха в жизни", смог жить в обществе, ладить с другими людьми. Но то, что нужно для этого – это не встреча с коллективом, не ранний опыт принудительной социализации, а любовь, тепло и поддержка близких. Именно так мы сможем помочь ребенку сохранить ту целостную картину мира, которая дана ему от рождения, ту хрупкую мозаику, которую так легко разбить и так тяжело собрать и склеить вновь. Именно так мы поможем ребенку вырасти уверенным в себе человеком, цельной личностью, остаться верным себе, своему призванию в жизни. А ведь все это так важно именно для социализации. Гораздо важнее, чем умение смирно сидеть, ходить парами и делить игрушки в песочнице.

Ребенку не нужен коллектив, ему нужны родные и друзья. Даже если мы посмотрим на это с точки зрения умений и навыков, то не этих ли навыков, навыков общения с самыми близкими людьми нам, взрослым, так не хватает?  Не от недостатка ли этих умений мы страдаем больше и чаще всего? Не ловим ли мы себя зачастую на том, что невольно продолжаем играть в эту коллективную сюжетно-ролевую игру с друзьями, с супругами, с детьми, с родителями, сами с собой, словно забывая, что это уже не детсад, не школа, не армия, не стройотряд, а та самая взрослая жизнь, о которой нам так много рассказывали.

Какие навыки приобретает семечко, посаженное в теплую землю? Чему учится рассада, оберегаемая садовником перед высадкой в открытый грунт? Выстоит ли растение, если его с малолетства не приучали к ветру и морозу?

Посмотрите в глаза своему ребенку. Прочтите то, что написано в его взгляде. Ведь он не только учится жить, он живет уже сегодня.

Наверное, никто не говорил об этом лучше, чем Корчак в "Праве ребенка на уважение":

" … Осторожно действуют политики и законодатели, да и то часто ошибаются. И о ребенке взрослые совещаются и решают; но кто ста­нет у наивного спрашивать его мнения, его согласия: что он может сказать?
… ребенок семенит беспомощно с учебником, мячом и куклой, смутно чувствуя, что без его участия где-то над ним совершается что-то важное и большое, что решает, есть ему доля или нет доли, карает и награждает и сокрушает.
Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Разви­ваем достоинства, подавляем недостатки. Направляем, поправляем, приучаем. Он — ничто, мы — все.

А быть может, мы обманываемся, видя в ребенке лишь то, что хотим видеть?
Быть может, он прячется от нас, быть может, втайне страдает? …
Мы неумело делим годы на более зрелые и менее зре­лые; а ведь нет незрелого сегодня, нет никакой возрастной иерархии, никаких низших и высших рангов боли и радости, надежды и разочарований.

Отрекаться во имя завтра? А чем оно так заманчиво? Мы всегда расписываем его слишком яркими красками. Сбывается предсказание: валится крыша, ибо не уделено должного внимания фундаменту здания."


.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
dobroveda
Aug. 31st, 2014 07:41 pm (UTC)
перепостила у себя, благодарю Вас =)
t_nadya
Aug. 31st, 2014 09:39 pm (UTC)
Моё первое сентября было не страшным,я была домашним и очень вольным ребёнком,выросшем в большом дворе и в большой компании,привела мама держала меня за руку пока нас не повели в класс.Учительница была пожилая и лишённая даже намёка на обаяние.И первый класс стал для меня каторгой.Я с 4-х лет читала и читала уже толстые взрослые книги,которые мама прятала от меня под ванну.хорошо решала задачки и считалось,что в первом классе мне будет легко.Если бы знали...Из классной библиотеки мне давали тоненькие детские книжки ,как бы я ни тянулась к книгам потолще,и хоть я и была записана в две библиотеки,все равно получать Курочку Рябу было очень обидно,как и читать по слогам букварь,а второй класс я проболела,пришла через год в другую школу и в другой класс и к хорошей учительнице,с которой мы продружили 25 лет.А вот дочку провожала со слезами-выстроили их перед школой,в одной руке букет,в другой ранец с книгами,она самая маленькая,да и младше всех.Она садиковая,на хорошем счету,в садике проблем не было,она с трёх лет читала,занималась фигурным катанием-и воспитатели и дети относились хорошо.Но школа её ошеломила.Училась хорошо,но собрать её внимание с утра...могла сидеть в одном сапоге и вертеть головой.Если бы была возможность не отдавать в школу...
(Deleted comment)
ksun_scher
Sep. 1st, 2014 05:27 am (UTC)
Мой муж тоже был категорически против, а теперь согласился.
Тем более у Вас девочка :)

Заводите общесемейные знакомства с семьями родителей хоумскулеоров, чты для мужа это стало нормой. Пока это вариант нормы для Вас, потому что Вы уже какое-то время в теме, а для мужа дикость.
(Deleted comment)
sokol_inka
Sep. 1st, 2014 11:34 am (UTC)
Многие мужья поначалу против. Совет знакомиться с семьями, у которых хорошо получается с домашним образованием - очень правильный.
rill57
Aug. 31st, 2014 10:35 pm (UTC)
Точнее не скажешь! Большое спасибо! Перепощу у себя, чтобы меньше отвечать на вопросы почему мои дети дома :)
ayelka
Sep. 1st, 2014 04:22 am (UTC)
я смотрю на садик/ школу как на бэйбиситер, чтобы родители могли работать. проблема только в том что потом на детей остается очень мало времени и сил к сожалению...
yana_zinigrad
Sep. 1st, 2014 08:28 pm (UTC)
Как на камеру хранения, а на ребёнка, как на чемодан? :)
shenna2007
Sep. 1st, 2014 11:16 am (UTC)
спасибо! Схрнила себе! поддерживаю!
binun
Sep. 1st, 2014 11:51 am (UTC)
Спасибо! Такой подарок на 1 сентября! :)))
annarakhmanina
Sep. 2nd, 2014 02:05 am (UTC)
Наш сын ходит в школу. Вчера в 3 класс пошел. Но это его решение. Я готова и к семейной форме обучения, если честно. В садик он не ходил. В первый класс мы его записали с мыслями, что заберем тут же, как только ему перестанет нравится. Но ему вот до сих пор нравится... Очень повезло с классом и учительницей.

И сразу вспоминается фраза Гека из книги Марка Твена: "Школа не должна мешать моему образованию". :-)

Но сын ходит в школу, он экстраверт, ему брата не хватает. Но мы с ним очень много говорим, обсуждаем, читаем.
И если он когда-нибудь перестанет хотеть в школу - он не будет туда ходить.
polinos
Sep. 2nd, 2014 05:59 am (UTC)
Да-да-да! Очень правильные слова, очень отзывается.
Метафора с растением прекрасна. Сейчас повсеместно "конкурс садоводов". Все спешат удобрять как можно большим количеством разных удобрений и тянуть за стебелек, чтобы вырос поскорее. И все время поглядывают по сторонам - как там у других растет, не опережает ли моего?

И вот это восприятие ребенка как недоделки, полуфабриката, только готовящегося к настоящей жизни - как же оно печально. (
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com