?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

* * *

.
Был у нас с сыном разговор. Я рассказала ему прочитанную мною книжку ("Просто вместе" Анна Гавальда). Он помолчал и сказал: "Я бы с такой мамой не стал иметь дело."

И я поделилась с ним тем, о чём давно уже думаю.

Мама не может быть плохой или хорошей. Мама такая, какая она есть. И она всегда делает для своего ребёнка всё, что она может. Что МОЖЕТ.
Даёт то, что у неё есть. А то, чего у неё нет, не даёт, потому что дать не может. А не потому что не хочет.


Мама всегда хочет ребёнку добра. И когда отдаёт его в детский дом, и когда растит сама на домашнем воспитании. И когда покупает горы сладостей и игрушек, и когда переводит на сыроедение. И когда носит в слинге и прикладывает к груди, и когда пристёгивает в коляске и даёт соску. И когда всё позволяет, и когда лупит. Она всегда желает ребёнку добра.

И каждая мама делает это так, как у неё получается. Она использует данные ей её матерью резервы и стремится быть лучше и не повторять ошибок своих родителей.

Но у каждой мамы, даже самой уверенной в себе, есть чувство вины перед ребёнком, её страх и её боль, что она растила его неправильно, недостаточно дала ему, упустила что-то важное.
Большинство мам даже самим себе не признаётся, что чувствует вину перед ребёнком.

Чувство вины - тяжёлый груз, и мама, не осознавая этого, стремится переложить его на ребёнка.
Она устала, потому что не выспалась из-за него. Она тяжело работает, потому что ребёнку нужен компьютер. Она не занимается любимым делом, потому что всё свободное время посвящает ребёнку.

Ребёнок вырастает, уходит во взрослую жизнь, прихватив с собой "приданное" - чувство вины. У него появляются свои дети. Но внутри он остаётся ребёнком, который не умеет брать на себя ответственность за всё, что происходит с ним.
И, встречая на своём пути жизненные трудности, начинает искать "кто виноват?" в том, что не всё в жизни идёт гладко, в том, что нет сил на детей, в душе полно комплексов, а в голове - тараканов.
Дети пока маленькие и возлагать вину на них рано, а родители - вот они источники всех бед и неудач: не воспитали, не научили, не дали.

Круг замыкается. Обвинения возвращаются от ребёнка к маме.
И не важно, что ребёнку уже 30, 40, 50 лет. Виновата у него всегда мама, ведь она вырастила его таким, из-за неё ему так тяжело в жизни.

А мама, которая к этому времени стала пожилой уставшей женщиной и которая ждёт от ребёнка благодарности и помощи, а получает вместо этого грубости и унижение, ещё больше ожесточается и начинает нападать на ребёнка с новыми обвинениями в том, что он не оправдал её ожиданий: не стал кем-то, не поступил куда-то, не свершил что-то.

Так и живут два самых близких человека, воздвигая между собой стену непонимания и отчуждения, разрушая себя и другого и передавая потомкам в наследство опустошающее, всепоглощающее чувство вины.

Я рассказала Йосифу, что сама была такой "жертвой" и играла такую роль в "спектакле". Обвиняла во всём своих родителей, жалела себя и ужасно страдала из-за своего не_такого детства. Взрывалась от каждого разговора с мамой, плакала, пыталась отвернуться, отрешиться.
Это был даже не тупиковый путь, это была дорога в пропасть, бесконечную пропасть, в которую можно падать всю жизнь и тащить туда своих детей.

Сейчас я уже не могу сказать точно, что открыло мне глаза, откуда пришёл свет, но постепенно начало приходить осознание, что мама - это человек, просто человек. Не Бог, не ангел, не идеал. Мама - это женщина, которая меня родила, заботилась обо мне, давала всё, что могла и даже немножко то, чего не могла. И жизнь у неё была нелёгкая. Во много раз сложней, чем моя. И, если мама срывалась и причиняла мне боль, то не от злобы или здравого рассуждения, а от бессилия и безысходности.

И ещё я поняла, что то, что я в чём-то лучше и сильнее мамы - это тоже благодаря ей. Я поняла, что я ничего не должна прощать маме, потому что на ней нет никакой вины. Мы встретились в этой жизни, и это замечательно. Мы были нужны друг другу такими и очень нужны друг другу сейчас.

Да. А теперь я сама стала мамой выросшего и ушедшего во взрослую жизнь ребёнка. И теперь я на себе чувствую то, что чувствовала моя мама, когда я повзрослела. И чувство вины перед ребёнком, понимание, что прошлые ошибки уже не исправишь и прожитого уже не вернёшь - это тяжёлое чувство, которое отнимает уйму сил и не даёт проявлять любовь в новом моём качестве.

И вот что получается. Если я не принимаю мою маму, такой какой она была в моём детстве, и такой, какая она сейчас, то не могу избавиться от своего чувства вины перед старшей дочкой.
И наоборот. Неприятие себя такой, какой я была 15-20 лет назад, и такой, какая я сейчас, мешает мне относиться к моей маме с благодарностью и уважением.

Я оказалась средним звеном в цепочке. И реальность такова, что у меня больше возможности, чем у предыдущего и следующего колечка, изменить поколениями созданную ситуацию, разорвать замкнутый круг и соединить, связать нас всех снова, но уже не долгом и чувством вины, а любовью, благодарностью и уважением. И послать этот импульс в прошлое, в поколения моих предков, и передать в наследство моим детям, как бесценный дар, как самую реальную из реальностей и самую радостную из радостей.


Расписалась я.
Йосифу я, конечно, всё проще и с примерами из жизни изложила.
Но самое главное я сейчас скажу. Поэтому, кому неохота, можете сразу конец читать. :)

Сделайте сейчас одно супер важное дело. Позвоните сейчас своей маме и скажите, что вы очень-очень любите её, что она самая лучшая мама на свете, и что вы благодарны ей за всё, что она для вас сделала. Вот просто скажите ей это всё, только искренне, от всей души.
Пусть здравый разум, логика и реальность молча покурят в сторонке.
Один раз в жизни сыграйте другую роль.

Я вам обещаю, ваша жизнь завтра станет другой.
Потому что вы освободите свою маму от тяжёлого груза вины перед вами и вернёте ей возможность дарить вам свою любовь и поддержку.
Только не будьте слишком требовательны к форме, в которой мама будет проявлять свою любовь. Просто за любыми проявлениями почувствуйте мамины тепло и поддержку и восхищение вами.
А если встретите недоверие, то повторяйте свои слова каждый день или хотя бы раз в неделю.
Это прежде всего вам нужно. Потому что пройдёт совсем немного лет, и каждая из вас окажется на месте своей мамы. Так что лучше не откладывать это дело на потом. :)
.

Comments

( 72 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
melamori_777
Oct. 13th, 2013 06:11 pm (UTC)
Я прочла подтверждение тому к чему сама пришла и что проживаю сейчас. Мне было важно прочесть это и знать, что я не ошибаюсь, я не одна. Спасибо огромное!
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2013 05:58 am (UTC)
Вы не одни. :)
(no subject) - melamori_777 - Oct. 14th, 2013 08:09 am (UTC) - Expand
naranja_naranja
Oct. 13th, 2013 06:15 pm (UTC)
Да, я как-то тоже это осознала годам к трем сына. Но осознать - это одно, а полностью принять и прочувствовать - к этому мне еще идти и идти. Но маме спасибо и прочее стараюсь теперь почаще говорить.
katya_bbch
Oct. 13th, 2013 06:24 pm (UTC)
Да-да-да! Прочла на одном дыхании. Так и есть. спасибо за напоминание!
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2013 05:58 am (UTC)
:)
ezhikee
Oct. 13th, 2013 06:30 pm (UTC)
вообще-то не всегда всё так.
разговаривала с бабушкой мужа и она рассказывала, что вышла на работу после родов, когда её сыну не было и трёх месяцев. с ребёнком сидела няня. потом бабушка родила ещё дочь. и тоже через три месяца вышла. говорит: "тогда времена были такие."
моя мама сдавала меня в сад на неделю, потому что училась, потом работала в стационаре, отец моряк, бабушки далёко. говорит: "а как ещё было сделать?"
и моя мама, и бабушка мужа мучаются от чувства вины теперь.
у меня на маму за моё детство обиды нет и, когда она не единожды заводила разговоры, как она виновата, я ей говорила, что у нас было чудесное детство. возможно, не такое, каким бы она хотела сделать его сейчас, но всё равно чудесное. но от этого чувтства вины звонком не избавить. а из-за него общаться очень тяжело, потому что мама меня не слышит.
извините за многобукв. я вот неделю как вернулась от родителей. и там как-то сложно было. ещё не улеглось.
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2013 06:00 am (UTC)
Очень понимаю Вашу маму. Мне самой очень трудно освободиться от чувства вины перед детьми.
sunflower_tm
Oct. 13th, 2013 06:50 pm (UTC)
Яна, полностью согласна. Очень отозвалось. У меня с мамой был такой же путь. Сначала ее чувство вины, потом мои обвинения ее. Потом понадобилось долгое время, чтобы понять, что мама мне дала лучшее из того, что могла дать, перестать винить и испытывать благодарность. И это очень большое облегчение.
lilka__
Oct. 13th, 2013 07:12 pm (UTC)
Вау, Яна, какая вы умная !
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2013 06:01 am (UTC)
Это не ум. Это просто 20 лет жизни с детьми с глазу на глаз, один на один в четырёх стенах. :)
kannelyarvi
Oct. 13th, 2013 07:24 pm (UTC)
Ваши слова тронули до слёз. Какая же вы мудрая, Яна. Всё именно так.
anastas_khan
Oct. 13th, 2013 07:45 pm (UTC)
Спасибо, Яна. Мне как никогда актуально
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2013 06:02 am (UTC)
И Вам спасибо. Пусть у вас с мамой всё будет хорошо.
ljublju_marusju
Oct. 13th, 2013 08:10 pm (UTC)
Да, Яночка, все так и есть. Через те же опыты и осознания прошла.

И БЛАГОДАРНОСТЬ ОГРОМНАЯ ЗА ЭТОТ ПОСТ. Дам ссылку на него на своей страничке.
miel_et_tabac
Oct. 13th, 2013 08:55 pm (UTC)
Я думаю, все мамы, рано или поздно об этом думают. Это все очень точно. Я уже несколько лет пытаюсь сделать свои отношения с мамой теплее и любить ее как можно сильнее и разумом понимаю, что она делала всё что могла... Отдельное вам спасибо за вербализацию этих мыслей: действительно, все что было ей дано - она и передавала детям.. но до конца я так и не могу принять ёё и не могу полюбить всем сердцем: так, как, например, люблю бабушку. Про неприятие себя 15 лет назад это вообще просто невероятно точно!!! Яна, спасибо вам огромное за этот пост!
(no subject) - yana_zinigrad - Oct. 14th, 2013 06:08 am (UTC) - Expand
sokol_inka
Oct. 13th, 2013 10:02 pm (UTC)
Все так. Заповедь "Почитай родителей" не даром относится к разделу заповедей об отношениях с Богом, а не с людьми...
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2013 06:09 am (UTC)
Да, почитай родителей...
efimera
Oct. 13th, 2013 10:51 pm (UTC)
Спасибо! Очень вовремя мне эти слова ваши... Как раз на этапе переосмысления. И вот этого шажочка - помочь маме от чувства вины избавиться или хотя бы ослабить его словами своими - мне не хватало.
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2013 06:10 am (UTC)
И Вам спасибо за отклик :). Пусть у вас с мамой всё хорошо сложится!
reginatam
Oct. 13th, 2013 11:36 pm (UTC)
Яна, спасибо!
yana_zinigrad
Oct. 14th, 2013 06:10 am (UTC)
:)
tsigularova
Oct. 14th, 2013 12:01 am (UTC)
Могу только сказать, что вам крупно повезло с мамой. Благодарность, уважение, ее чувство вины -- это все для меня с другой планеты. Моя мать избивала меня в детстве ремнем, по ничтожным поводам -- вроди недоеденного супа или потеряной в школе ручки. Притом ее в ее семье не били, насколько я поняла -- ну может, получала иногда подзатыльники, как тогда принято было, так что нельзя даже списать на "проигрывание семейного сценария".

Никаких угрызений совести я у нее не замечаю -- наоборот, она иногда начинает со смехом говорить, как плохо я ела в детстве, так что приходилось применять... крутые меры, чтоб заставить доесть. Я даже не знаю,как реагировать, это приводит меня в такой ужас, как если бы кто-то рассказывал про... ну как правильно убивать людей. Просто не укладывается в мою картину мира, что ли. Живу в другой стране, уже 15 лет,хочу, чтоб она поскорее умерла, я бы вздохнула свободнее.

Edited at 2013-10-14 12:03 am (UTC)
mria_ts
Oct. 14th, 2013 04:53 am (UTC)
Господи! Помоги Вам услышать за маминым смехом ее боль, которую она и сама в себе то не чует от онемения.
Моя мама тоже била меня в детстве, но кроме того она вправду дала мне все, что смогла и кроме битья (и моего осознанного желания самоубийства в 10 лет) в детстве было много еще чего доброго и вечного - и это тот ресурс, который помогает выстаивать сейчас.
(no subject) - yana_zinigrad - Oct. 14th, 2013 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - mria_ts - Oct. 14th, 2013 06:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Oct. 14th, 2013 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - mria_ts - Oct. 14th, 2013 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - elenapodlesnykh - Oct. 19th, 2013 11:52 am (UTC) - Expand
gurarie
Oct. 14th, 2013 03:10 am (UTC)
Спасибо.
annarakhmanina
Oct. 14th, 2013 04:01 am (UTC)
Яна, спасибо Вам огромное! Очень глубокий пост получился... Буду еще долго его обдумывать.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 72 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com