?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Зачем делать порядок?

.
Вчера сказала детям, что хорошо было бы убрать в детской комнате. Спросили: "а зачем?". Я быстро нашла причину: "хочу пропылесосить там ковёр". Мойше и Хаим с готовностью удалились исполнять моё пожелание.

Через некоторое время заглядываю в комнату. Всё тот же толстый слой игрушек на полу, мальчики сидят среди всего этого и тихо играют.
Ещё через полчаса Мойше приходит ко мне на кухню и говорит: "Знаешь, я подумал, что не могу убрать в комнате."
Идём вместе с ним туда. Он окидывает взглядом весь этот праздник жизни, и по его выражению лица видно, что он даже приблизительно не представляет себе, что с этим можно сделать. Потом смотрит на меня и говорит: "А зачем вообще нужно делать порядок?"

И я понимаю, что не могу ответить на вопросы: "зачем делать порядок?" и "кому он нужен?"
Говорю Мойше, что если у него не получается убрать, то попозже я сделаю это сама. И ухожу на кухню мыть посуду и думать.

И вот до чего я додумалась. На самом деле все эти игрушки - не детей, это МОИ игрушки. И это МОЯ игра.
Это я играла в то, что я мама, которая должна покупать детям игрушки, водить их в игрушечные магазины, выбирать им подарки, листать рекламные каталоги и мечтать о новых кукольных домах, нарядах и машинах.
Это я играла в эту игру! И подсадила на это детей. А детям всё это было не нужно. Их вполне устраивало играть с камушками, палочками, крышками от кастрюль, тряпочками, пуговицами, монетками, коробочками и прочими вещами из настоящей жизни.
А я жаждала покупок, жаждала блеска и игры красок, жаждала хождения вдоль бесконечных магазинных полок, обмена бумажных купюр на горы безжизненной, зато престижной пластмассы. И втягивала, и втягивала детей в свою игру.
И постепенно им тоже стало казаться, что купленные в магазине игрушки приносят радость и вкус жизни.
Я спрашивала, что бы они хотели получить в подарок на день рождения. И они послушно листали детские каталоги и начинали ХОТЕТЬ.
И вот при случае и без случая в наш дом потоком лились игрушки, купленные мной, Сашей и нашими любящими бабушками и дедушками. Каждый день рождения - это несколько новых ярких коробок, наполненных пластмассой.

И вот теперь Мойше стоит и смотрит на всё это безумство и не знает, что с этим делать.
А я произношу это дурацкое слово "убирать", в котором нет никакого смысла.

Конечно, дети много и подолгу играли во все эти плеймобили, лего-скала и барби. Строили, придумывали роли, создавали целый мир. Но потом приходила я и произносила "убирать", а им было непонятно, для них это значило разрушать, ломать, уничтожать сотворённую ими сказку.

Интересно получается. Вот я, например, занимаюсь каким-то делом: шью, делаю пирамидки, готовлю, сажаю овощи. И радуюсь и процессу, и результату.
А если бы пришёл кто-то старший и главный и сказал: "Поигралась и хватит, теперь разложи всё по местам: распусти связанную кофточку, смотай нитки обратно в клубочки и сложи в мешочек, салат разбери на ингредиенты, колечки пирамидок разложи, как было, по породам дерева, рассаду выдерни из земли и впихни обратно в горшочки. А завтра придёшь и сможешь снова поиграть."

Не трудно представить себе, как бы я почувствовала себя после этих слов...
А дети слышат это каждый день. И даже удивительно, что они ещё не начали нас ненавидеть.

Каждая башенка из кубиков, каждый зайчик из пластилина, каждый домик из диванных подушек, каждый виток деревянной железной дороги - это произведение, рождённое фантазией и руками ребёнка.
И каждое наше "убери" - это обесценивание и унижение. Начальственное "поиграл - убери за собой", как о безделье и мусоре.

А творец стоит рядом в растерянности и недоумении. "Убрать" - это значит сломать...

Я не знаю, что делать со всем этим. Понятно, что в доме нужно место, и невозможно, чтобы везде были рассыпаны детские вещи и игрушки. И свободное пространство нужно ребёнку не меньше, чем нам.

Но, пытаясь решить этот вопрос, стоит честно посмотреть на ситуацию. Это НАШИ вещи и НАШИ игрушки, и невероятное количество одёжек тоже НАШЕ. Это мы завели всё у себя в доме. И нам и разбираться с этим. А не ребёнку.

Потому что если ребёнок играет в настоящие вещи: нанизывает гирлянду из листиков, строит забор из прутиков, варит суп из земли и травинок, лепит снежную бабу из снега или устраивает запруду из песка, то убирать всё это он не должен.

А если мы решили выражать свою любовь к ребёнку или восполнять её недостаток в неумеренном количестве искуственной пластмассы и модных шмоток, то и убирать всё это придётся нам.

Но не стоит слишком грустить и переживать по этому поводу, потому что часы, проведённые среди вещевых завалов, дадут нам возможность поразмышлять о жизни и её ценностях, а вытаскивание из пыли и раскладывание по местам мелких предметов положительно повлияет на развитие нашей "мелкой моторики". :)
.

Comments

( 134 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
yx
Jul. 4th, 2013 03:05 pm (UTC)
а если суп из грязи сварен прямо в кухне, забор из прутиков перекрывает вход в дом, а крышки кастрюль ровным слоем покрывают кухню?

мне кажется, что, если у ребенка есть свое пространсво, он вправе решать, надо ли пылесосить там пол и раскладывать игрушки по полкам. проблема (вот как у нас сейчас была в путешествии), когда места мало и оно все-все - общее.

(я, кстати, была уверена, что в вашем семействе как раз - минимум пластика, и дети варят в огороде суп из земли и веточек)
yana_zinigrad
Jul. 4th, 2013 03:42 pm (UTC)
Я не уверена, что ребёнку лет до 10-ти нужно своё пространство. Мои дети примерно до этого возраста в моём пространстве живут.

Прутики и крышки можно убрать самой и попросить ребёнка помочь. Но не из принципа, а просто потому что Вам нужно где-то ходить.

Если бы знали нас поближе, думаю, многие иллюзии о нас были бы разбиты вдребезги. :)
(no subject) - yx - Jul. 6th, 2013 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - janebr - Aug. 15th, 2013 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - yx - Aug. 15th, 2013 09:06 am (UTC) - Expand
demonrtf
Jul. 4th, 2013 03:09 pm (UTC)
убирать нужно в любом случае. и самому ребенку не очень-то приятно в пыли ковыряться.
yana_zinigrad
Jul. 4th, 2013 03:20 pm (UTC)
Ага, коротко и ясно. :)
olesya_sh
Jul. 4th, 2013 03:17 pm (UTC)
очень здорово написали :) замечаю за своей дочкой, что ей тоже на много интересней играть реальными предметами, чем игрушками.

посмеялась над "повязала - распусти" :)

вспомнила себя в детстве. мы с сестрой устраивали спектакли дома часто. с вешанием штор, постройкой сцены и как раз таки когда слышали, что это все нужно убрать... обидно было. так хотелось спектакля, сцены, выступлений.

надеюсь, что у меня хватит мудрости как-нибудь организовать дочкино пространство, где все ее сцены, замки, домики будут самостоятельно переплывать из одного состояния в другое
2myshki
Jul. 4th, 2013 03:17 pm (UTC)
когда я делаю салат, я беру на себя труд выкинуть очистки и помыть нож. Так и с детьми: совершенно никто не настаивает на том, чтобы убрать построенную железную дорогу. Но я не вижу ничего противоправного в том, чтобы настоять не уборке деталей, которые валяются вокруг и не вошли в композицию
yana_zinigrad
Jul. 4th, 2013 03:39 pm (UTC)
А железная дорога будет вечно стоять?
(no subject) - 2myshki - Jul. 4th, 2013 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irbisa - Jul. 5th, 2013 01:51 am (UTC) - Expand
more_sea_yam
Jul. 4th, 2013 03:20 pm (UTC)
Для меня тут две параллельные темы:
Одна попроще (для меня) культура потребления: с игрушками и не обязательно игрушками, потихоньку разбираемся, подарки просим дарить только на день рождение и новый год...
вторая гораздо сложнее (для меня) : у нас тоже проблема с "а сейчас надо убрать", причем необязательно горы промышленных игрушек, иногда это диван превращённый в корабль/спортивный автомобиль, но совершенно потерявший функциональность дивана, а хочется посидеть, отдохнуть...И ковер которого "не видно" у нас не в детской комнате, а в зале...
Мы что-то объясняем, тоже на уровне "хочу пропылесосить там ковёр" и это потихоньку начинает работать на уровне привычки...объяснить же так чтоб и сыну и нам, особенно мне, было понятно и логично у нас не получилось....
osetyanki
Jul. 4th, 2013 03:36 pm (UTC)
Да! Тоже такая мысль закралась недавно.
trozenfeld
Jul. 4th, 2013 03:40 pm (UTC)
если с игрушками более-менее понятно, то как с остальным?
чистые вещи, грязная одежда, инструменты после работы?
в идеале - личное пространство своё, созидание можно в продолжениях, а вот рабочее место - убирать.
если же речь идёт об общей территории, то или убирать, или сдвигать, или как-то договариваться.
yana_zinigrad
Jul. 4th, 2013 03:47 pm (UTC)
Ребёнку нужно три пары шортов. Остальное - наши заморочки.
Инструменты после работы. Если для них есть удобное и легкодоступное место, то ребёнок будет рад вернуть их на место. Ну, или мы сами быстренько сделаем это.

Договариваться - это всегда хорошо. Только нужно честно смотреть на ситуацию.
(no subject) - koifa - Jul. 4th, 2013 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 5th, 2013 05:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - trozenfeld - Jul. 4th, 2013 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_ams - Jul. 4th, 2013 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 4th, 2013 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_ams - Jul. 4th, 2013 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - janebr - Aug. 15th, 2013 06:09 am (UTC) - Expand
koifa
Jul. 4th, 2013 03:47 pm (UTC)
Яна, я тоже так думаю... Для дочки сделала полочки, продумала место для каждой игры или игрушки (полочка, кроватка итд) - это домик - туда эти игрушки идут отдыхать после трудов. Полочки не высокие и коробки стоят в один слой, а не одна на другой. Порядка стало в разы больше и игрушкам так нравится жить)) Стараюсь убирать только то с чем игра уже законченна...Сама вижу как жаль дочке разрушать сказку. Только если действительно мешает, неудобнно, может сломаться и тд. А ради принципа не убираем. Но вот после Вашего поста я на это всё равно новым взглядом посмотрела и меньше буду пилить себя за бардак в квартире)) Спасибо!
yana_zinigrad
Jul. 4th, 2013 06:24 pm (UTC)
Аня, вот спасибо большое Вам за рассказ о жизни Ваших игрушек! Очень захотелось посмотреть, как всё это выглядит, хотя бы на фотографии.
(no subject) - maria2304 - Jul. 6th, 2013 07:11 pm (UTC) - Expand
yapca
Jul. 4th, 2013 03:49 pm (UTC)
Хм... круто...
ведь всегда так было здорово, когда железная дорога не разбиралась, а проходила по квартире по периметру и ее можно было достраивать, перестраивать и играть постоянно (у некоторых моих друзей детства так было)
все время пытаюсь организовать постоянные уголки - чтобы стояло и игралось. Только места мало, да :(
Хотя на даче такие места образовываются.
В нижних шкафах такие дома появляются...

Но с другой стороны - у меня Гриша - он вообще по другому к игрушкам относится. Ему важен процесс, а потом он сам все берет и ссыпает в коробку. Я прошу иногда - дай мне хотя бы сфотографировать, а потом ломай. Не... игра - это именно процесс, потом ему все равно что будет.
maria_ams
Jul. 4th, 2013 03:56 pm (UTC)
А я вот что заметила: если не убрать конструктор, железную дорогу, даже кукол - то играть в это, скорее всего, уже не будут, будет этот домик из конструктора стоять и пылиться, дорогу сдвинем в сторону или просто будем перешагивать, а вот достраивать или переделывать - нет, такого у нас почти не бывает. Стоит же разложить все по местам, как сразу появляются новые идеи, начинается новое строительство.
(no subject) - yapca - Jul. 4th, 2013 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_ams - Jul. 4th, 2013 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yapca - Jul. 4th, 2013 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_ams - Jul. 4th, 2013 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 4th, 2013 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rill57 - Jul. 5th, 2013 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 5th, 2013 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 4th, 2013 06:25 pm (UTC) - Expand
maria_ams
Jul. 4th, 2013 03:50 pm (UTC)
У нас тоже довольно много игрушек, в том числе и из пластмассы. Хотя я не вижу принципиальной разницы: деревянные кубики, пластиковые, бумажные. Для меня существенная разница в том, что лично мне нравится убирать игрушки. Это какая-то подсознательная радость от того, что каждая вещь оказывается на своем месте, каждая деталька в своей коробке. И когда я начинаю убираться, раскладываю вокруг себя коробки и приступаю к сортировке, дети частенько включаются в новую "игру": несут ко мне всякие вещички и интересуются: "А это куда?"
По поводу же листиков и прутиков - тут я более сурова. Может потому, что это как раз не мои игрушки, а детские? Так вот периодически я требую от детей уборки именно этих природных игрушек (потерявших к тому времени всякий "товарный" вид и ставших мусор, иногда довольно вонючим). И причина уборки ясна: они просто портятся и портят вещи, которые вокруг них. И дети обычно убираются без вопросов и препирательств. Ну в самом деле, как можно сварить новый "суп" из листочков, если в кастрюльке вонючая масса, в которую превратился позавчерашний "компот" из ягод?
homfrosia
Jul. 4th, 2013 05:17 pm (UTC)
У меня когда я начинаю убирать идет кругом голова. Я не вижу как это рассортировать!
(no subject) - maria_ams - Jul. 4th, 2013 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - homfrosia - Jul. 4th, 2013 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_ams - Jul. 4th, 2013 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 4th, 2013 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_ams - Jul. 4th, 2013 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vo_xena - Jul. 5th, 2013 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 4th, 2013 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_ams - Jul. 4th, 2013 07:20 pm (UTC) - Expand
redkya_dura
Jul. 4th, 2013 04:08 pm (UTC)
У кого я не могла и помыслить гор пластмассовых игрушек, так это у вас :)
А насчет уборки - спасибо, мысль про разрушение миров ко мне пока не добралась. Спасибо вам за нее.
vedana_ua
Jul. 4th, 2013 04:49 pm (UTC)
полностью согласна про то, что ребенку, пока он играет в игрушки не нужно личное пространство. Мой 4-хсполовинойлетка играет в зале, "свою" комнату он не обживает и может там быть, если мы там вместе. Один из аргументов за уборку, который работает - это когда нужно в футбол поиграть или попрыгать-покувыркаться - а негде, везде игрушки валяются. Второй действенный аргумент - если игрушки складывать на место, а не разбрасывать по всей квартире, то они не теряются и их легко найти когда хочешь. Ребенка уже начинает расстраивать, когда он ищет что-то конкретное и не может найти из-за хаоса.
Или вот - чтобы полноценно поиграть в гонки те же машинками - гораздо лучше, если всё остальное будет убрано.
Что до сравнения с шитьем и салатом - тут некорректно, по-моему. Результат шитья носится или прячется в шкаф, салат съедается. И уж точно ни в процессе, ни после остатки шитья и салата не мешают нам ходить по квартире пользоваться диваном, например. Так что это не совсем то.
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 4th, 2013 06:35 pm (UTC) - Expand
homfrosia
Jul. 4th, 2013 05:15 pm (UTC)
Яна, как верно все подмечено. Я тоже считаю, что все это мои заковырки - вещи.

Но у нас другая история. Осознанность с игрухами пришла до рождения детей, и покупала я только несколько деревянных ручной работы. А все остальное пластиковое и синтетическое - не такие осознанные бабушки, тети, дяди и просто люди. Вначале приходилось довольно жестко выстраивать эту тему. Потом я отпустила, и опять пошло-поехало. Один год я ничего не говорила, (=говорила мягким голосом) и количество вещей выросло в разы. И игрушек, и разукрасок, и одежды, и карандашей, и фломастеров... Пришлось опять серьезно вернуть всех в русло.
И что ребенок во всем этом... Трудно девочке моей. Она не может приводить этот объем в порядок (хотя сама она это любит), когда входит в поток - радуется, как все стало красиво... Но вот те объемы, которые накопились за почти 6 лет (и это первые три года до нее подарки со стороны почти не доходили) - нереален для ребенка. И сейчас мне трудно ей говорить, давай отсортируем, уберем, спрячем, выбросим и прочее... Она не хочет. И все это лежит ковром, да.

Мне так ощущается, что когда это все игра, сказка, жизнь, в которой ребенок находится - то и убирать ничего не нужно. Бардаком это все становится в тот момент, когда все уже брошено и никому не надо, и дела, и интересы уже другие. Вот тогда - это тянет силы, и у детей в том числе.

И иногда ей просто бывает трудно начать... Нужно как бы вступить вместе на этот путь, и потом она включается с радостью в это все.
laroxana
Jul. 4th, 2013 06:29 pm (UTC)
Яна, шикарный текст! Спасибо! Катя, очень похожий опыт. Я поняла вот какую вещь, над чем сейчас и работаю. Ребенку да, не нужна гора игрушек. И комната, в которой много всего, тоже не нужно. Очень классно, когда в доме есть комната-склад. С большим шкафом. В этот шкаф нужно уносить и складывать в коробки все "неактуальные" игры и игрушки. Наблюдать, как ребенок играет с тем минимум, который есть. Я так делаю периодически и замечаю, что ребенок "неинтересные" игрушки быстро забывает. А тот минимум, который остается, начинает любить. Обыгрывать самыми разными способами. Через месяц-другой игрушка и правда надоедает чуток. Время достать что-то новое. Просто самой подложить в комнату. А заигранное убрать в склад. И так по кругу. Это заигранное опять станет интересным! Экономия места и сил на уборку. И главное: у ребенка появляются по-настоящему любимые игрушки. Ведь мы любим то, с чем провели много времени. То же самое с одеждой. Оставить в шкафу только актуальные вещи. Остальное - с глаз долой. И порядок сразу какой! И пространства много! И фантазия сразу развивается! Чем меньше вещей и инпутов (inputs), тем круче фантазия. Плеймобили - это караул в плане уборки. Как я их не люблю. Все теряется. Думаю, с этой игрушкой надо поступать так: оставлять ребенку играть только ее. И больше вообще ничего. Там все настолько комплексно, что перебор. Яна, спасибо за светлые и ясные мысли!!!!
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 4th, 2013 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laroxana - Jul. 4th, 2013 09:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _irenaf_ - Jul. 5th, 2013 12:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - yana_zinigrad - Jul. 4th, 2013 06:37 pm (UTC) - Expand
elenapodlesnykh
Jul. 4th, 2013 05:28 pm (UTC)
Порядок нужен, чтобы было легко найти и использовать то, что нужно. Убирать нужно, чтобы было место для нового творения, может быть более совершенного.
Это как с людьми
mokriy_pesok
Jul. 4th, 2013 05:49 pm (UTC)
Я считаю, что не надо давать в пользование детям много игрушек. Тут уж действительно родители навязывают. Достаточно одного набора, одной куклы, одной плюшевой игрушки и так далее. Тем игра интереснее и уборки как таковой нет.
И если у ребенка есть любимая и дорогая куколка, которой он играет (а не десяток по всему дому) - то очень легко сказать, что куколке пора спать, давай ей сделаем кроватку. И дальше даже напрягаться не надо - ребенок сам будет ее укладывать по вечерам и жалеть.
Так что - уменьшать однозначно количество барахла и не покупать лишнее. У меня правило -я покупаю игрушки два раза в год. На Новый Год и на день Рождения. И нормально так))))
yana_zinigrad
Jul. 4th, 2013 06:41 pm (UTC)
Согласна :)
beznes
Jul. 4th, 2013 06:00 pm (UTC)
А я всю жизнь играю в игру,которую когда-то в вашем детстве купила вам.Помнишь на картонных квадратиках нарисованы предметы:кастрюли,обувь ,платья,инструменты и т.д.А на картонках побольше нарисованы: шкафы,вешалка у входа,кухонные шкафчики,письменный стол и пр.И всё надо разложить по местам и раскладывать регулярно,пока не останется маленьких картонных квадратиков...
yana_zinigrad
Jul. 4th, 2013 06:42 pm (UTC)
И тебе грустно играть в эту игру?
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 134 comments — Leave a comment )

Profile

берет
yana_zinigrad
Яна Зиниград

Tags

Designed by attaka_fairy
Powered by LiveJournal.com